Нарциссическое расстройство личности: симптомы, признаки, лечение

Нарциссическое расстройство личности – это свойство характера, которое выражается в чрезмерной самовлюбленности, а также завышенной самооценке. Больной с нарциссизмом возвышает себя на фоне остальных. В подавляющем большинстве случаев самовлюбленность и завышенная самооценка не соответствуют действительности.

До недавнего времени такого понятия, как НРЛ, вовсе не существовало. На сегодняшний день заболевание достигло колоссальных размеров. Всему виной – погрешности в воспитании, наличие психических расстройств, вседозволенность, влияние социальных сетей. Человек с сильно раздутым самомнением требует помощи специалиста.

Симптомы нарциссического расстройства личности

Человек с признаками нарциссического расстройства личности постоянно пребывает в состоянии эйфории от своего «выдуманного» и «надуманного величия». Заболевание проявляется в чрезмерном переживании собственной значимости в сочетании с повышенной потребностью во внимании.

Современный ритм жизни буквально подталкивает, а иногда и «провоцирует» активацию нарциссизма. Социальные сети создают идеальную площадку для демонстрации заболевания.

Завышенная самооценка и нарциссическое расстройство личности – два разных понятия. И прежде, чем мы перейдем к симптомам нарциссического расстройства личности, следует разобраться, в чем заключается разница между понятиями.

Люди с высокой самооценкой восхваляют себя из-за собственных успехов, достижений, а также опыте принятия со стороны близких. Люди с нарциссическим расстройством личности сфокусированы на себе и своих возможных достижениях из-за страха провала и неудач. Также следует отметить, что люди с завышенной самооценкой склонны к переживанию, сочувствию, они способны принять и помочь чужому горю.

Поставить диагноз может только специалист. Чтобы проявления нарциссизма было принято патологией, у человека должно быть выявлено минимум 5 симптомов, из возможных 9.

  1. Фантазии о собственном успехе, проделанной работе, красоте, силе, восхитительности, достижениях.
  2. Чувство важности. Человек переоценивает свою значимость в жизни близких, и даже посторонних людей. Ему кажется, что в его советах и помощь постоянно нуждаются.
  3. Вера в собственную уникальность. Пациент с НРЛ уверен, что общаться он должен только с людьми из высшего общества.
  4. Потребность в любви, восхвалении, восхищении. Если человеку будет недоставать внимания и восхищения, может наблюдаться апатия, депрессия и даже агрессивное поведение.
  5. «Мне все должны». Нарцисс при общении с другими людьми всегда будет ждать от них либо восхваления, либо «благодарности» за то, что он удосужился поговорить/помочь/уделить внимание.
  6. Эксплуатация окружающих. Нарцисс будет использовать окружающих для достижения своих целей. При этом, он не будет ощущать угрызения совести.
  7. Отсутствие эмпатии, которое сопровождается нежеланием признавать чувства других людей.
  8. Неприязнь к достижениям и успеху других людей. Проявление зависти, часто сопровождаются агрессией и даже бранью.
  9. Демонстрация собственного величия. Высокомерное поведение.

Нарцисс постоянно будет жить в собственной иллюзии. Больной будет требовать от окружающих чрезмерного внимания, восхваления «выдуманных» успехов и качеств, которые не присущи его характеру.

На фоне протекания расстройства специалисты отмечают резкие перепады настроения, необоснованную агрессию, потерю аппетита, или напротив его повышение. Нарциссы редко доводят дело до конца, бросив его на полпути.

Является ли нарциссизм подростковым расстройством?


Статья британского психоаналитика Марго Вадделл обращена к проблемам нарциссизма подросткового возраста. На литературных и клинических примерах она описывает так называемую «подростковую организацию». Во многом эта организация отражает пост-Кляйнианскую теорию о том, что является нарциссической патологией. Однако существенная текучесть организации, склонность к эксперименту и самоисследованию, пребывание ее в переходном периоде указывают нам на определённый потенциал развития в противовес истинно нарциссической организации.

В трех эссе Фрейд описывает подростковый возраст, как время, когда происходят изменения, придающие младенческой сексуальной жизни окончательную, нормальную форму. Трехстороннее достижение этой финальной формы заключается, в кристаллизации сексуальной идентичности, обретении сексуального объекта и объединении двух главных основ сексуальности – чувственной и нежной. При этом, как отмечает Вадделл, современное представление о подростковом возрасте, как о времени выполнения важной задачи в области развития, заключающейся в обеспечении решающего периода для перестройки и окончательной организации личности, мало освещены в психоаналитической литературе. По мнению автора, несмотря на существование подхода ориентированного на развитие, подростковый возраст даже сейчас редко рассматривается как источник интереса или понимания природы человеческого становления. Особенно это имеет значение в такой сложной и теоретически спорной области, как понимание нарциссизма.

На первый взгляд, различные представления о характерных для подростков эгоистичных и эгоцентричных настроениях и поведении вряд ли могут быть более «нарциссическими» по вкусу и тону. По сути, аромат эксгибиционистских и эгоистичных действий и аффектов, будь то маниакальные, деструктивные, депрессивные, навязчивые или перфекционистские, всегда имеет место.

Место нарциссизма в подростковом возрасте можно лучше понять, изучив не только его проявления, но и его цель и функцию в подростковой психике — психике, которая, как мы видели, одновременно колеблется, может быть очень конкретной, обманчивой и, прежде всего, турбулентной таким образом, что на других этапах жизни, мы квалифицировали бы как психическое расстройство. Марго Вадделл пользуется языком Пушкина, когда говорит, что «души неопытной волнение

» этой возрастной группы неизбежно обнаруживает своих обитателей где-то между их инфантильным прошлым и возможностью зрелого взрослого будущего. Оказавшись зажатыми в таком положении, большинство из них, так или иначе, чувствуют себя словно бы на плоту в бурных водах неудовлетворенной потребности, незнакомого сексуального желания, неоправданной агрессии и ощущения лишений. Они оказываются в море того, что кажется неосуществимыми желаниями и слишком реальными отказами и потерями — потерями, например, детского «Я» с его знакомыми семейными конструкциями. Тем не менее, в большинстве случаев, подо всем этим остается стремление к независимости, росту и развитию, к близости и потенциальной удовлетворенности зрелостью. Как точно выразилась Ирма Бренман Пик, «мощные силы и всепроникающая защита подросткового возраста могут нарушать или препятствовать дальнейшему росту; [но] они также являются силами, которые способствуют очарованию, жизнеспособности, энтузиазму и развитию подростков» (Brenman Pick, 1988, p. 146).

Таким образом, имея дело с этой возрастной группой (особенно когда речь идет о нарциссизме) необходимо различать, когда, «классические» нарциссические механизмы могут разворачиваться и наносить ущерб личности, а когда то, что выглядит как настоящее нарциссическое расщепление и проекции, на самом деле является формой исследования, ожидания и открытия, и гораздо больше служит развитию, чем может показаться.

Особенные характеристики выделяют этот период, как время, когда возникает сексуальная идентичность, и в с трудом завоеванных отношениях объединяется чувственное и нежное. Такое обретение помогает вынести инаковость другого. Дело в том, что это возникновение основывается на способности к отдельности и индивидуации, которая, в свою очередь, зависит от необходимой и успешной работы через нарциссически структурированные отношения, как внутри себя, так и по отношению к внешнему миру. Когда этот фундаментальный сдвиг в развитии по какой-либо причине не может быть сделан, потенциальное богатство и творчество личности будут купированы, оставив ее жертвой более установленной патологии, с которой мы сталкиваемся во взрослой клинической практике.

Интересным клиническим примером иллюстрирует Марго Вадделл свои размышления:

Сьюзен, 18 лет, первоначально была направлена на терапию три раза в неделю из-за агрессивного настроя по отношению к окружающим. Она испытывала острую зависть к своей младшей сестре. У нее часто наблюдались приступы «чёрного» настроения.

Сьюзен отказывалась учиться и ходила в школу только для общения с подругами. В результате попыток самоповреждения на ее руках и ногах появлялись порезы. Девушка была поглощена пятнами лице, которые не видел никто, кроме нее. Она сильно страдала из-за своего «уродства» и днями могла оставаться дома. В школе считали, что Сьюзан «одержима неудачей» на экзаменах, мало сочувствовали ей, скорее рассматривая это, как еще один пример ее саморазрушительности. Сама девушка описывала себя как несчастную, постоянно обиженную, завистливую и разъяренную на всех: мир был против нее, полный критикующих людей, которые презирали ее, и т.д. Она возмущалась несправедливым к ней и очень строгим отношением родителей. Семья Сьюзен была вторым поколением иммигрантов из страны с жесткой культурой в вопросах воспитания детей. Отец много работал, а мать занималась с детьми.

Через год после начала лечения Сьюзен принесла сон, который, казалось, очень точно описывал ее внутренние трудности:

«Я очутилась в лесу возле маленького деревянного домика. Я чувствовала себя больной и лежала на земле. Появились три отвратительные зеленоглазые ведьмы, и я была уверена, что они сделают что-то плохое. Я лежала неподвижно, надеясь, остаться незамеченной. Они подошли прямо ко мне. Я была в ужасе, но вместо того, чтобы сделать что-то жестокое, они стали сочувствовать моей болезни и слабости. Они отнесли меня в домик и уложили на кровать. Они накрыли меня и бережно за мной ухаживали. Я была поражена. Они были так добры, что больше походили на крестных фей. Ведьмы не должны быть такими. В какой-то момент я почувствовала, что мне стало жарко, и я отбросила покрывало, отчасти, чтобы стало прохладнее, но в основном, честно говоря, потому что я хотела, чтобы ведьмы снова стали укутывать меня. Это случалось много раз».

Размышляя об этом сне, Сьюзен сначала провела ассоциации между ведьмами и своими тремя близкими подругами, по отношению к которым она, в свою очередь, чувствовала соперничество, отчужденность, часто зависть и ревность. Она постоянно (и обычно беспочвенно) беспокоилась, что они оставят ее, заставят чувствовать себя неполноценной или унизят. Казалось бы, ее завистливые нападки на способности к заботе трех подруг (возможно, как и на заботу матери, так и на три сеанса) постоянно превращали ее хорошие фигуры в плохие. Затем она повторно интернализировала преследующие версии этих фигур, которые стали компонентами своего рода эго-деструктивного суперэго, описанного Бионом (1962), Бриттоном (2003) и О’Шонесси (1999) Как следствие, она не только чувствовала угрозу со стороны плохой части себя, боясь, что они нападут на нее в ответ, но и осталась с очень небольшим чувством поддержки и внутренних ресурсов более обнадеживающей и ценной части. Вадделл напоминает, что нет ничего необычного в том, что представление о хорошем разбивается на кусочки в психике пациента, то есть на более чем один аспект — часто означающий враждебное разрывание или разрушение, которое происходит в инфантильной бессознательной фантазии. Ее терапевт, будь то» ведьма «или» подруга», подвергался неоднократным нападкам на любые возникающие связи или потенциальное понимание между ними. Кроме того, ее относительно крепкая и положительно настроенная группа друзей временами подвергалась яростным словесным, а иногда и физическим нападкам Сьюзен, которые играли все более регрессивную роль в ее жизни, тем более, как оказалось, что фактическое удаление от школы и семьи все больше омрачало ее горизонт.

М.Вадделл, продолжая анализировать сновидение девочки, обнаруживает явный намек на ведьм мифов и сказок, предполагая, что происходит что-то первобытно злое. Данный образ отсылает нас к трем ведьмам в Макбете Шекспира и ассоциациям с убийством и виной. Сьюзен провела такую параллель, рассказав, что читала Макбета в школе. В ведьмином котле содержится ужасный рецепт — частичные объекты, в психоаналитических терминах, особенно неприятные, олицетворяющие убийство инфантильной возможности, а не ее поощрение:

«Кость дракона, волчье ухо, Труп колдуньи, зуб и брюхо Злой акулы, взятой в море, В мраке выкопанный корень, Печень грешного жида, Желчь козла кидай сюда, Тис, что ночью надо красть, Нос татарский, турка пасть, Палец шлюхина отродья, Что зарыто в огороде, Пусть в котле кипит и бродит. В колдовской бросай горшок Груду тигровых кишок». (Шекспир, «Макбет», акт iv, сцена 1)

Хотя сознательно Сьюзен чувствовала себя почти постоянно преследуемой внешним миром, сновидение предполагает, что бессознательно она обнаруживала источник своих трудностей. В этом смысле, проблема заключалась не столько в том, что на нее нападали враждебные фигуры со злыми намерениями, сколько в том, что те, о ком она заботилась, трансформировались во что-то плохое посредством ее собственной персекуторной тревоги и разрушительных импульсов.

Однако ведьмы во сне были значительно менее злобными, чем она предполагала. Напротив, они были так добры к ней, что, по мнению Сьюзен, стали идеализированными «феями-крестными», чьи добрые услуги она хотела повторять снова и снова. Эта последняя деталь интересна, так как она наводит на мысль об эмоциональном банкротстве идеализированного объекта, в противоположность хорошему. Такой объект дает меньше той силы, которую можно интроецировать и отождествлять с внутренним (тем самым изменяя «ужасного дьявола» внутри). Чем более поверхностна форма успокоения, тем чаще она должна повторяться и обновляться. Пока это так, внутренняя структура остается без изменений и в ней мало подлинного развития.

Более того, сказочно-мифическая обстановка говорит о том, насколько базовыми и поляризованными, полностью хорошими или совершенно плохими являются чувства, которые можно там найти. Они принадлежат к примитивным психическим процессам и проекциям, в которых под влиянием «зеленоглазой» разрушительной зависти происходит извращенная трансформация, когда прекрасное становится ужасным, а ужасное прекрасным (чтобы подхватить смертоносное заклинание ведьм). Тогда детское » Я » лишается дружественных объектов и оказывается в плену преследователей.

По мнению Сьюзен, трудности усугублялись тем, что в возрасте 18 лет у нее начали появляться небольшие следы акне на лице и спине, которых она отчаянно стеснялась. Она принимала агрессивные лекарства, чтобы вылечить то, что на самом деле было простой вспышкой едва заметных, соответствующих возрасту пятен. Лекарство, однако, высушило кожу, она стала потрескавшейся и чрезмерно чувствительной к свету. Для того чтобы выйти из дома, Сьюзен должна была наносить интенсивный солнцезащитный крем, фактор 40, более подходящий для младенцев и маленьких детей. Ее мать вынуждена была подбадривать девочку, заботиться о ней. Сьюзен, таким образом, восстановила свое положение ребенка в семье, ее инфантильные потребности были удовлетворены с помощью успокаивающих, сливочно-кремовых защитных мер, подходящих скорее для ребенка, чем для подростка.

Сьюзен могла презрительно и оскорбительно отвергать свою мать — «ты ничего не знаешь», «ты не имеешь ни малейшего представления, о чем говоришь», при этом она слишком легко впадала в инфантильное состояние, нуждаясь в физическом успокоении и контейнировании. Как феи во сне, которые снова и снова укрывали и укутывали девушку, регулярное нанесение матерью крема на кожу дочери «снова и снова», казалось, давало Сьюзен уверенность в том, что ее деструктивность не окончательно все испортила. Внешнее повторение будет требоваться до тех пор, пока, внутренняя свирепость ее суперэго не изменится и уступит объектам, которые будут менее жесткими и более контейнирующими.

Трудно с какой-либо точностью определить источник этой довольно характерной картины подростковых нарциссических трудностей. В 18 лет они могут быть частично связаны с усилением тревоги по поводу реально надвигающихся сепарации и индивидуации: неудача в образовании свидетельствует о неготовности двигаться во внешний мир. В некоторых крайних нарциссических картинах, с которыми мы сталкиваемся, например, в расстройствах питания и в тех видах дисморфных расстройств тела, которые испытывает Сьюзен, мы особенно остро ощущаем ту стадию развития, через которую проходим в то время, – в данном случае угрозу того, что нам придется покинуть относительную безопасность семьи, и выйти во внешний мир, где каждый уже будет «рассматриваться» как некая версия «себя», а не просто как ребенок своих родителей. Джон Стайнер , говорит о том, что видеть и и быть увиденным — важные аспекты нарциссизма, где самосознание всегда является особенностью и становится обостренным, когда пациент становится восприимчивым к тому, что за ним наблюдают и может переносить отдельность.

В подростковом возрасте страх перед неизбежной разобщенностью толкает многих обратно к укреплению нарциссических структур, которые, хотя и являются частью их обычного развития, могут стать серьезно разрушительными в точках внешнего перехода. Это часто приводит к срыву перед лицом очевидного успеха, так же часто, как и в случае неудачи.

Сьюзен не сломалась. По мере того как ее терапия прогрессировала, более обнадеживающие элементы, указанные в сновидении, консолидировались в большую способность терпеть зависть, разочарование и разлуку. То, что выглядело как особенно тревожная подростковая организация, ослабило свою власть над ней. Ее благодарность психотерапевту возросла, и через два года она смогла покинуть дом и поступить в университет. Если бы ей было 28, а не 18, я подозреваю, что была бы совсем другая картина и результат.

Сложное положение Сьюзен в подростковом возрасте ясно указывало на непосредственность инфантильных состояний в подростковом возрасте. Как выразился Эрнест Джонс «личность переживает возврат к раннему детству…и человек проживает заново, хотя и на другом уровне, те этапы, которые он прошел в первые пять лет жизни…это означает, что во втором десятилетии жизни индивидуум суммирует и расширяет опыт развития, пройденного в первые пять лет» (Jones, 1922, p.39-40)

В литературе по нарциссизму именно эта связь между нарциссическими расстройствами, характером и качеством переживаний младенца и маленького ребенка, особенно в области контейнирования и развития супер-эго, была особенно подчеркнута в последнее время (Бриттон, 2003). Хотя Фрейд не говорил конкретно о подростковом возрасте, он установил четкую связь между ранним опытом и более поздними трудностями развития:

«Если мы бросим кристалл на землю, он разобьется, но не произвольно, а распадется по направлениям своих трещин на куски, грани которых, хотя и невидимо, все-таки предопределены структурой кристалла». (1933: 59)

Понятие плоскостей расщепления дает представление о лежащей в основе деятельности сил, который часто становится очевидным только в той возрастной группе, которую мы обсуждаем, когда стресс обнаруживает трещины и расколы, уязвимости и слабости, которые, хотя они, возможно, уже давно присутствуют, до сих пор не были проявлены. Природа этих основных сил в основном связана с ранним опытом ребенка, особенно в той степени, в которой ментальные и эмоциональные состояния удерживались и понимались.

Марго Вадделл пишет: «Взаимосвязь между контейнирующей функцией и психологической устойчивости родителя (а затем и семьи), интенсивностью и особенностями проецирования маленького ребенка остается важной в течение всей жизни, но особо значимой она становится в подростковые годы. Специфические стрессы пубертатного периода и возрождение эдипальных конфликтов с новой силой начинают тестировать эмоциональные приобретения и потери ранних лет; травмы или лишения раннего периода часто вызывают тревогу у подростков, тем самым усиливая нарциссические защиты».

Напротив, те подростки, которые воспринимает своих родителей как людей, способных быть сдержанными, осознавать свои собственные инфантильные потребности и относиться к своим детям как к «другим», самостоятельным личностям, а не как к нарциссическим версиям самих себя, скорее всего, будут ощущать себя намного лучше.

Отрывок из романа А. С. Байатт «Натюрморт», процитированный Грегорио Кохоном (2005) в его недавней книге «Любовь и ее превратности», прекрасно демонстрирует способность матери взаимодействовать со своим новорожденным сыном не как с продолжением самой себя, отягощенной предубеждениями и ожиданиями, а, скорее, как с отдельным человеческим существом, с которым ей предстоит постепенно познакомиться:

Она не ожидала экстаза. Она заметила, что он был гораздо более крепким и, в то же время, из-за беспомощных трепетных движений его губ и щек, из-за опасного неконтролируемого покачивания его головы, он казался более хрупким, чем она ожидала…

Она протянула палец и коснулась [его] кулачка; он повиновался примитивному инстинкту и обвил своими крошечными пальчиками ее палец, он то сжимал кулачок, то ослаблял его, то снова напрягал. «Ну вот»,- сказала она ему, и он взглянул на нее, и свет, льющийся через окно, становился все ярче и ярче. И его глаза видели этот свет, и ее, и она ощущала блаженство, слово, которое ей так не нравилось раньше.

Было ее тело, спокойное, привычное, отдыхающее; был ее разум, свободный, ясный, сияющий; был мальчик и его глаза. Что видели эти глаза? И был экстаз. Когда этот свет потускнеет, будет больно. Мальчик изменится. Но сейчас, при свете солнца, она увидела его и поняла, что не знает его, что прежде не видела его, но уже любит и его, и этот новый чистый воздух; любит с простотой, о которой прежде никогда не думала. «Ты», — сказала она ему; его кожа впервые ощутила свежий воздух, теплый и сияющий, — «Ты».

Byatt, 1985

: 100–1)

Весь этот отрывок пронизан трогательным желанием матери дать своему ребенку возможность проявиться как отдельная

личность, не проецировать на него свои собственные надежды и страхи, а просто быть готовой вместе с ним встать на путь сложного многогранного эмоционального взаимного развития. Как говорит Кохон: «Именно слова матери:
«Ты
»,
«Ну вот»,
которые она произносит с любовью, делают возможным субъективное развитие ребенка. «Ты», — говорит она, — носитель добра, источник смысла и удовлетворения. «Как ребенок, — продолжает Кохон, — истолковывает это признание в любви? Слово матери [или взгляд матери], если оно произнесено с удовольствием, создаст удовольствие. Если произнесено с любовью, … породит любовь. Но если нет слова [или любящего взгляда], или если голос [или взгляд] полон ненависти, неуверенности или в нем ощущается двойственность, если он обманчив или вводит в заблуждение, тогда ребенок отвечает замешательством, неуверенностью и ощущением утраты». И, скорее всего, возникнет сопутствующая трудность в способности сохранить некоторую безопасную эмоциональную привязанность к объекту даже в его отсутствие. «Удовольствие будет заменено, как предполагает Кохон, неуверенностью; любовь — заменена страхом» (2005: 66-7).

Каковы бы ни были естественные склонности ребенка, он всегда будет пытаться взаимодействовать с этими потенциально травмирующими воздействиями извне, то есть воспринимать происходящее через призму психического настроя матери и ее внутренних объектов, которые оказывают столь глубокое влияние и на младенца, и на маленького ребенка, и на способность подростка управлять фундаментальными полярностями любви и потери».

Семинар «Работа подросткового возраста» пройдет в нашем центре 6/04/2019, докладчик — Александра Оксимец, к.п.н, кандидат Московского психоаналитического общества ПОДРОБНЕЕ>>

Признаки нарциссического расстройства личности

По наблюдениям психиатров и психологов НРЛ встречается одинаково часто у представителей сильного и слабого пола в возрасте 16-40 лет. Часто, родители путают нарциссизм с завышенным мнением о своих талантах.

В наше время нарциссизмом в той или иной степени болеют много людей. Как было отмечено выше, виной всему являются социальные сети. Развиваться нарциссизм может и на фоне психической травмы полученной в юном возрасте и психических расстройств.

Уже точно известно, что нарциссизм – это заболевание, которое можно охарактеризовать в исключительной самовлюбленности и уникальности. В связи с этим больной ожидает к себе особого отношения, ведь по его собственным убеждением он превосходит окружающих.

Признаки нарциссизма:

  1. Создание «картинки-обманки». Нарцисс создает себе в голове картину другого человека – как внешне, так и внутренне. Человек старается выглядеть умнее, развитие и красивее на фоне остальных. В социальных сетях нарцисс выставляет только лучшие фото. При чем, он не редактирует и не обрабатывает изображения, считая себя человеком с идеальной внешностью. Нарцисс одержим одним желанием – удивить окружающих, показав свою идеальную жизнь.
  2. Напыщенность. Поведение короля – именно так можно охарактеризовать манеру общения человека с повадками нарцисса. Он пытается выделиться любыми способами: одежда, речь, манера общения.
  3. Унижение других людей. В моменты плохого настроения или упадка сил, нарцисс испытывает чувство неудовлетворенности. На этом фоне возникает желание унизить другого человека. Агрессия наступает и тогда, когда человек с нарциссическим расстройством личности встречает человека лучшего (по его собственным убеждениям). Если кто-то лучше нарцисса, он испытывает сильные и мучительные эмоции, впоследствии перерастающие в агрессию.
  4. Боязнь проявления эмоций. Естественно, боязнь проявления эмоций присуща не только нарциссам, но и людям, которые не уверены в себе. Слезы, чувство жалости, проявления нежных чувств – это не про нарциссов. Внутренне, они понимают свою слабость, поэтому боятся проявить свои эмоции на показ.
  5. Неумение слушать. Умение слушать предполагает участие в диалоге, сочувствие, эмпатию. Но у нарциссов эти чувства отсутствуют. Им тяжело долго концентрировать внимание. Они перебивают других. Иногда, даже в очень резкой форме.
  6. Преувеличение собственных достижений. Любая прочитанная книга будет сопровождаться переоценкой труда. Впрочем, как и любое, самое незначительное действие и труд.
  7. Обвинение других. Самокритика больным с нарциссическим расстройством личности не свойственна. Любые неудачи будут сопровождаться обвинениями в сторону близких, друзей и обычных знакомых.
  8. Одержимость властью и успехом. Успех для нарциссов – исключительно внешний лоск. Они не проводят работы над собой, внутренними качествами, и как было отмечено выше, редко доводят дело до логичного финала. Власть для них – это всего лишь самоцель, а не результат долгой работы над собой.

Некоторые признаки нарциссического расстройства личности в той или иной степени присущи и обычному человеку. Для постановки диагноза следует посетить кабинет специалиста.

Это болезнь или нет

Если со стороны кажется, что люди с подобной особенностью работы психики счастливы и гармоничны, то это мнение ошибочно. Исследование специалистов показали, что в большинстве случаев, это несчастные люди.

Нарциссы используют раздутое самомнение в качестве защиты от агрессии, которая в большинстве случаев не оправдана. Таких людей терзает личностная неудовлетворенность, разочарования в жизни, стыд и гнев. Это обуславливает наличие у нарциссов частых депрессий.

В основе нарциссического расстройства личности лежит особенность психики, в основе которой – страхи, травмы и различного рода неудовлетворенности. Проявление НРЛ имеет длительный характер и различные степени тяжести. Однако этого расстройства нет в международной классификации болезней (МКБ). Следовательно, НРЛ заболеванием не считается.


Расстройство характеризуется убеждённостью в собственной уникальности

Лечение нарциссического расстройства личности

Люди с нарциссическим расстройством личности в подавляющем большинстве случаев отрицают необходимость лечения. И в том случае, когда они удовлетворены жизнью: продвижение по карьерной лестнице, удовлетворение собственных амбиций, восхищение со стороны окружающих – они действительно чувствуют себя великолепно.

Процесс лечения нарциссического расстройства личности никогда не стоит форсировать. Принудительное лечение может только усугубить состояние пациента. В этом случае нужен особый индивидуальный подход. Никакого самостоятельного лечения в домашних условиях. С нарциссами должны тесно контактировать квалифицированные специалисты.

На сегодняшний день основной метод лечения нарциссического расстройства личности – это психотерапия. Терапевт преследует в данном случае единую цель – доносить к сведению пациента, что людей необходимо принимать такими, какими они есть.

Лечение нарциссического расстройства личности – индивидуально. При выборе методов лечения следует учитывать:

  1. Общее физическое и психическое состояние пациента.
  2. Желание идти на контакт.
  3. Возраст пациента.
  4. Социальный статус.
  5. Наличие психических расстройств.

Одним из самых успешных и прогрессивных методов лечения заболевания является психоаналитический подход. Психоаналитический подход позволяет выявить патологические паттерны в юном возрасте.

Причины появления

Большинство случаев нарциссизма связано с особенностями воспитания личности в детстве и юношестве.

Развитию данного отклонения способствуют следующие факторы:

  • чрезмерное восхищение ребёнком и его действиями без причин;
  • вседозволенность для ребёнка;
  • чрезмерная похвала за успехи и чрезмерная критика за отсутствие успехов или плохое поведение;
  • похвала исключительно за успехи;
  • полное отсутствие одобрения со стороны родителей в детстве;
  • безразличное и “холодное” отношение родителей к ребёнку;
  • манипуляторная модель поведения со стороны родителей;
  • “нарциссическая травма” — когда ребёнка в детстве часто принижают и критикуют, в следствие чего у него появляется сильное чувство стыда, собственной неполноценности; в результате этого ребёнок по мере взросления внушает себе, что он уникален и стремится найти восхищение окружающих.

Нарциссическое расстройство личности (это отклонение в большинстве случаев закладывается в детстве, но и во взрослом возрасте могут возникнуть причины, приводящие к нему) часто встречается у людей, которые были единственным и долгожданным ребёнком в семье со зрелыми родителями — в этом случае из-за долгих попыток забеременеть и родить, родители уделяют слишком много внимания ребёнку, появляется гиперопека, которая может повлечь за собой нарциссическое расстройство личности.

Иногда человек приобретает признаки нарциссизма во взрослом возрасте — из-за больших успехов в учёбе, спорте, работе. Когда человек начинается чувствовать успешность и славу, то у него проявляется чувство собственной важности.

Причины развития данного расстройства могут быть и врождёнными — исследования показали, что у нарциссов понижен объём серого вещества в отделе головного мозга, отвечающего за способность сопереживать, регулировать эмоции. С психологической точки зрения на развитие нарциссизма может повлиять меланхолический тип темперамента, высокая душевная чувствительность.

В редких случаях нарциссизм может быть следствием других психический отклонений: шизофрении, социопатии.

Как лечить нарциссическое расстройство личности:

  1. Поведенческая и когнитивная психотерапия.
  2. Групповые занятия с родственниками.
  3. Медикаментозная терапия.

Проблема усугубляется, если на фоне уже существующего заболевания проявляются симптомы затяжной депрессии, фобий и панических атак. В данном случае следует говорить не только о психотерапии, но и поддержке организма медикаментозными препаратами, которые назначаются после обследования.

Достаточно часто пациентам приписывают алимемазиновые нейролептики. Последние, оказывают многогранное воздействие на организм пациента. К основным свойствам препарата относят мягкое успокаивающее действие, которое сопровождается уменьшением реакции на внешние раздражители. Алимемазиновые нейролептики уменьшают чувство страха, паники, подавляют признаки агрессии, и даже галлюцинаций.

Важно отметить, что после курса приема современных нейролептиков у пациентов нет привыкания. Они очень мягко воздействуют на организм человека, практически не вызывая побочных эффектов.

Прием антидепрессантов, нейролептиков, а также фитотерапии может облегчить состояние нарцисса, однако следует понимать, что важная доля эффективности лечения напрямую зависит от занятия с психологом, и наблюдением психиатра.

Чтобы сдвинуть нарциссизм «с места», необходимо только одно – желание человека признать, что ему необходима помощь специалиста. В клинике «Спасение» все услуги оказываются на анонимной основе. Это означает, что после лечения, репутация пациента останется «чистой».

Специалисты уверены, что НРЛ берет свое начало еще с детства. Нарциссизм присущ каждому ребенку в здравой, заточенной форме. Коррекция нарциссизма не всегда поддается лечению. На восстановление нормального поведения в некоторых случаях может уйти не один месяц.

Психологи и психиатры советуют с ранних лет заниматься профилактической работой. Ребенок ни в коем случае не должен страдать от дефицита любви и внимания, но и не стоит позволять малышу манипулировать вами.

Профилактические работы по устранению проявлений НРЛ в первую очередь направлены на развитие эмпатии, а также формирования высокой и «здоровой» самооценки. Профилактические работы могут проводиться в игровой форме, начиная уже с 3 лет.

Нужно ли лечить

Нарциссическое расстройство личности не является заболеванием и понятие лечения в стандартном понимании к нему применить нельзя. Однако оно может вызывать другие психические расстройства: депрессию, тревогу, навязчивые состояния и даже приводить к суициду. Невозможность построить гармоничные отношения с близким человеком обрекает человека на одиночество. Поэтому человеку с НРЛ однозначно нужна помощь специалиста, который знает, как лечить нарциссическое расстройство личности.

Медикаментозный метод для избавления от расстройства в настоящий момент не применяется. Активно используются сеансы психотерапии, применяются различные техники коррекции самооценки человека в сочетании с выявлением и ликвидацией травм психики. Это приводит к эффективному избавлению от нарциссического расстройства личности.

Как распознать у мужчин

Первоочередным признаком рассматриваемого отклонения считается неодолимое стремление себя проявить. Если нарциссическое расстройство личности наблюдается у сильной половины, то определить его можно по неискренним повествованиям об их собственной неотразимости. Они будут демонстрировать высокий интеллект окружающим, даже при довольно слабом его уровне. Также нарциссы стремятся «разнести» визави, дабы выгоднее выглядеть на фоне собеседника.

Нарциссическое расстройство личности у мужчин можно распознать по отсутствию у них умения сопереживать. Обладатель рассматриваемого отклонения на уровне чувств лишён эмпатии, беспокойства за близких, готовности оказать помощь. Он понимает значение перечисленных эмоций, но прочувствовать их не может.

Человек с данным отклонением всегда стремится быть другим. Он хочет выглядеть более статным и умным. Нередко использует косметические препараты, дабы улучшить собственную внешность. Такой человек может внешне демонстрировать успешное бытие, хотя часто это может не соответствовать действительности. Он любыми силами старается впечатлить окружение, порой обманным путём. По прошествии времени нарциссический индивид начинает верить в надуманный образ и противостоять реальности, что является признаком шизофрении.

Нарциссы характеризуются напыщенностью. Они стремятся выделиться за счёт окружающих. Ведут себя словно «голубых кровей», а остальные рождены лишь, дабы им прислуживать. В их привычках унижать собеседников, чем условно повышают персональную самооценку. Унижая других, они улучшают собственное настроение.

Нарциссические личности лишены способности быть активными слушателями. Человек, умеющий слушать, обладает сочувствием и может проявить терпение. Лицам, обладающим описываемым отклонением, не характерны приведённые свойства. Такие индивиды склонны перебивать собеседников, стремятся всегда быть очагом внимания, а беседа их «крутится» всегда вокруг «я» нарцисса. Им присуще гиперболизация собственных достижений. Даже минимальные результаты, они выдают за плоды длительного труда. Нарциссам свойственно хвастовство, чаще внешними аксессуарами, которые нередко им не принадлежат либо заработаны не ими. Они не способны к самокритике. А потому при незначительном неуспехе всегда обвинят окружение, обстоятельство, фортуну, только не собственную персону.

Нарциссы одержимы успешностью и властью. При этом успешность не подразумевает «каторжный» труд над собственной личностью, саморазвитием, лишь внешний лоск. Им несвойственно подчинение и равенство.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]