Как вести себя в конфликтной ситуации: выбираем эффективную стратегию поведения в конфликте

Попав в ситуацию конфликта, человек выбирает модель поведения исходя из обстоятельств и субъективного состояния.

Характер поведений в конфликтной ситуации схож, при этом каждый конфликт отличается своими признаками. Для разрешения разногласий нужны знания: какие действия нужно совершить, какие слова подобрать, какова должна быть манера поведения для его урегулирования.

Конфликт на работе – как себя вести

При возникновении разногласий на рабочем месте выбор стратегии зависит от вашего статуса и занимаемой должности. При авторитарном руководстве, которое командует и подавляет подчиненных, выбор стратегии подчиненным может грозить нареканиями или увольнением для него.

При появлении разногласий и нарастании конфликта не нужно спорить, поддаваться эмоциям и провокациям. Постарайтесь взять эмоции под контроль и остаться уравновешенным.

При потере контроля над эмоциональным состоянием следуйте правилам поведения при конфликте:

  1. Говорите спокойно, не повышайте голос.
  2. Выясните причину разногласий, позицию и цели оппонентов.
  3. При беспричинном оскорблении-игнорируйте.
  4. При определении причины ищите компромисс. Если он невозможен, идите на уступки.
  5. Если оппонент не способен отстоять свое мнение и вступить в спор, то стоит отложить выяснение отношений.

Конфликт: сущность и виды

Определение 1
Стиль относительно общения между людьми – это совокупность характерных приемов, отличающих образ действий и манера вести себя в преодолении конфликтного противостояния.

Как правило, конфликты возникают в результате столкновения противоположных взглядов, мнений, интересов, мотивов, потребностей различных людей. В целом конфликты относятся к естественной части жизни человека, но, тем не менее, они переживаются как серьезная неприятность.

К структурным элементам конфликта относятся:

  • конфликтующие стороны, которые могут быть представлены группой людей, находящихся в конфликтных отношениях;
  • сам предмет конфликта;
  • образ конфликтной ситуации, который проявляется в отражении предмета конфликта втянутых в него людей;
  • внутренние или внешние силы, т.е. мотивы конфликта;
  • позиции сторон конфликта и их требования.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Стиль поведения в конфликте 490 руб.
  • Реферат Стиль поведения в конфликте 250 руб.
  • Контрольная работа Стиль поведения в конфликте 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Безусловно, конфликты имеют свои причины возникновения, которые могут быть как общими, так и частными. Для общих конфликтов характерны различия в индивидуально-психологических особенностях и взглядах людей, в то время как частные конфликты связаны с конкретными их видами.

Существуют слова и фразы, так называемые конфликтогены, которые провоцируют ответную агрессию и приводят к обострению конфликта.

Также конфликт может возникнуть в ситуации «слово за слово».

Конфликты выполняют разные функции:

  • разрушительную,
  • диагностическую,
  • конструктивную.

Разрушительная или деструктивная функция несет негативные последствия – неприязнь, психические травмы, эмоциональную напряженность.

К признакам деструктивного конфликта относится его эскалация, расширение, потери, которые несут участники конфликтной ситуации, растущие агрессивные действия участников.

Что касается диагностической функции, то она связана с пониманием причин мотивов и противоборства его участников, а конструктивная функция заключается в преодолении кризисов и трудностей.

Требуется вычитка, рецензия учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

При конструктивном разрешении конфликта важно придерживаться таких рекомендаций:

  • нет смысла выяснять, кто больше виноват, потому что в конфликте не бывает победителей;
  • в беседе необходимо описать конкретную ситуацию максимально объективно и с возможными конкретными примерами;
  • рассказать, что чувствуете в данной ситуации, как к ней относитесь;
  • сложно, но, важно выслушать противоположную сторону, понять ход мыслей, не перебивать и не спорить;
  • важно разобраться в сокровенных мыслях, быть достаточно откровенным и не давать повода для догадок, акцентировать внимание на совпадающих вопросах;
  • привлекать позитивные перспективы разрешения конфликта, не прибегая к угрозам и ультиматумам.

Классификации конфликтов различны.

Конфликты по остроте противоречий подразделяются на такие типы – недовольство, разногласие, противодействие, раздор, вражда.

По проблемно-деятельному признаку выделяются управленческие, экономические, производственные, творческие и др.

По степени вовлеченности в конфликт они могут быть межличностные, межгрупповые, внутриличностные.

В протекании конфликта как процесса выделяются основные стадии – возникновение конфликтной ситуации, осознание существования конфликтной ситуации его участниками, переход к конфликтному поведению, разрешение конфликта.

Можно ли избежать конфликтной ситуации

Правильно разрешать конфликт, и контролировать эмоциональное состояние можно научиться. Избежать ссоры получится, если один из оппонентов не захочет в нее вступать.

Как избежать:

  1. Перед высказыванием мнения не торопитесь и ответьте себе: ”Из-за чего произошел спор? Нужно ли вам это? Что потеряете, если уступите в споре?”;
  2. Ответ должен быть кратким, размеренным. Такой ответ понижает градус накала. А у вас нет возможности наговорить лишнее.
  3. Не провоцируйте ненужными фразами и шутками. Не цепляйте человека, если он не в настроении. Пообщаться с коллегами лучше после обеда, утром все более напряжены.
  4. Контролируйте свою переписку в мессенджерах и соцсетях во избежание провокации. Недобросовестные люди могут использовать ее против вас.
  5. С людьми, часто инициирующими конфликтные ситуации, постарайтесь не общаться или сделать общение минимальным. Не встречайтесь с ними в нерабочее время, не отдыхайте с ними в компаниях.

Стили поведения в конфликтной ситуации

Найти причину конфликта и адекватный способ его разрешения в реальной жизни непросто. Люди заинтересованы, чтобы конфликт был разрешен, и достигнуть этого можно только усилиями обеих конфликтующих сторон.

В ходе конфликтной ситуации человек сознательно или подсознательно выбирает определенный стиль поведения.

Рисунок 1. Варианты поведения в конфликтной ситуации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

К. У. Томас и Р.Х. Килменн выделяют следующие стили поведения:

  1. Конкуренция, выбрав данный стиль, человек, стремится идти к разрешению конфликта своим путем, он способен на волевые решения, и не заинтересован в сотрудничестве. Эффективным этот стиль становится тогда, когда одна из конфликтующих сторон наделена определенной властью, может настоять, и уверена в положительном исходе для себя.
  2. Уклонение – данный стиль поведения принимается тогда, когда решение возникшей проблемы для одной стороны не так важно и не хочется тратить свои силы и энергию на её решение. Человек уклоняется от сотрудничества и не желает отстаивать свои права. Данный стиль поведение рекомендуется использовать, если одна из сторон конфликта чувствует себя неправой и необходимо время для обдумывания ситуации.
  3. Приспособление используется тогда, когда, человек, выбравший этот стиль, действует с партнером по общению совместно и не делает попыток отстаивать свои интересы, обычно этот стиль используется тогда, когда решение проблемы очень важно для другой стороны, и не существенен для противоположной стороны. Вторая ситуация использования этого стиля возникает, когда вторая сторона имеет большую власть и одержать победу будет затруднительно. Важным этот стиль будет и в той ситуации, если необходимо с кем-то сохранить хорошие взаимоотношения, нежели отстаивать свои интересы;
  4. Сотрудничество – данный стиль выбирается, когда обе стороны конфликта принимают активное участие в его разрешении, что значит, отстаивается собственная позиция с учетом интересов другой стороны. По сравнению с другими подходами к конфликту, этот стиль белее продолжительный, т. к. сначала открыто выясняются нужды обеих сторон, их заботы, а затем происходит обсуждение. Стиль сотрудничество используется при решении проблем, важных обеим сторонам, но, при этом, ни одна сторона не желает устраняться от решения. Обе стороны, вовлеченные в конфликт, ищут решение проблемы на равных, не замечая разницу в занимаемом положении.
  5. Компромисс – стиль используется, когда стороны сходятся на взаимных уступках, на частичном удовлетворении интересов каждой стороны. Компромисс будет более эффективным, когда обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это желание невыполнимо. Желание быстро решить проблему, принять временное решение, готовность изменить первоначальную цель позволит сохранить нормальные человеческие взаимоотношения.

Как выбрать стратегию?

Из пяти стратегий, перечисленных выше, невозможно отметить какую-то одну, которая будет единственно правильной.

Выбор стратегии поведения в конфликте зависит от нескольких факторов.

1. Суть конфликта. При возникающем конфликте нужно задать себе вопрос: а эта ситуация . действительно настолько важна, что мне необходимо вступать в спор или пытаться договориться? Какое поведение в конкретной ситуации будет более эффективным? Если выяснится, что прояснение спорного вопроса не задевает ваших интересов, оптимальным вариантом поведения будет избегание конфликта.

2. Заинтересованность сторон. Если вы понимаете, что вам важно прояснить ситуацию и стратегия уклонения не подойдет, нужно понять, насколько оппонент заинтересован в разрешении конфликта. Если для него это так же важно, можно начать переговоры, то есть выбрать стратегию сотрудничества, либо компромисса.

3. Значимость отношений с оппонентом. Выбирая стратегию поведения в конфликте, нужно понимать, насколько важно сохранить дальнейшие хорошие отношения с оппонентом. Если сохранить отношения важно, то, в зависимости от ситуации, можно выбрать сотрудничество, компромисс или приспособление. Если же отстоять свою правоту жизненно необходимо, невзирая на дальнейшие взаимоотношения, то наиболее подходящей стратегией будет соперничество.

4. Собственный психологический настрой. Бывают ситуации, когда разрешить конфликтную ситуацию необходимо, но на это нет ни моральных сил, ни желания. В таком случае, оптимальным вариантом будет уклонение или приспособление. Таким образом, вы дадите себе время для отдыха и восстановления, чтобы позже с новыми силами вернуться к урегулированию конфликта.

Как пережить кризис в близких отношениях.

Минусы соперничества

  • Разрушение любых отношений. Такой итог, как «и овцы целы, и волки сыты», в результате любого соперничества не рассматривается никогда. В ходе конфликта каждая из сторон убеждена в собственной правоте, и никак не планирует идти на взаимные компромиссы. Цель соперничества – достижение выгоды единолично, что обоснованно влечёт за собой уничтожение взаимовыгодных отношений.
  • Игнорирование собственных потребностей. Сосредотачиваясь на движении к цели, человек перестаёт обращать внимание на такие важные вещи, как чувство собственного достоинства, взаимовыручка, дружба. Индивид крайне мало внимания уделяет собственным ощущениям, что в итоге может привести к нервному истощению, резкому ухудшению самочувствия.
  • Серьёзное обострение конфликта. Соперничество предполагает борьбу с оппонентом, которая осуществляется единолично, потому и отвергаются советы сторонних наблюдателей. В тех случаях, когда мирные способы урегулирования конфликта жёстко отторгают, противостояние достаточно быстро и серьёзно обостряется.
  • Ухудшение репутации в будущем. Нередко каждая из соперничающих сторон не просто стремится доказать своё первенство и правоту, но и попутно наносит серьёзный урон репутации оппонента. В дальнейшем противостояние может вспыхнуть абсолютно неожиданно, когда по истечении немалого количества времени победителю «вставят палки в колёса» бывшие участники конфликта.
  • Превышение допустимых полномочий. В результате соперничества в коллективе личность стирает границы добра и зла, в ход идут любые средства для достижения цели – плетутся интриги, в результате которых происходят смещения как на руководящих, так и на подчинённых должностях. Рабочая обстановка неизменно накаляется, от чего страдает и стремится к нулю общая работоспособность.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]