Как работает интеллект (единый алгоритм различения и обобщения)


Введение

Все психические явления современная наука условно делит на три группы: психические свойства, психические состояния и психические процессы [4]. Данные группы психических явлений отличаются друг от друга, в первую очередь, своей длительностью и устойчивостью в психической жизни человека. Психические процессы функционируют непосредственно в данный текущий момент времени, психические свойства являются наиболее устойчивыми психологическими характеристиками человека, а психические состояния кратковременны и занимают промежуточное положение между психическими процессами и психическими свойствами.

Психические свойства – это наиболее устойчивые психологические характеристики, составляющие особенности личности человека [4]. К ним, согласно классическим представлениям в отечественной психологии, относятся направленность, характер, темперамент и способности. Уровень развития этих свойств, а также особенности развития психических процессов и преобладающие психические состояния определяют неповторимость психологического склада человека, его индивидуальность.

Способности – это индивидуальные свойства личности, обусловливающие успешность выполнения человеком какой-либо деятельности [2]. Способности определяют легкость и скорость формирования знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения деятельности, и могут проявляться вопреки неблагоприятным обстоятельствам. Способности, как правило, проявляются в раннем онтогенезе, но могут обнаружится и в зрелом возрасте.

Способности возникают и развиваются на основе задатков – биологически обусловленных анатомо-функциональных особенностей организма человека (строения и функционирования головного мозга, органов чувств и органов движения). Однако для развития способностей кроме задатков необходимы определенные условия обучения и воспитания.

Различают общие и специальные способности [2; 4]. Общие способности – это способности, от которых зависит успешность выполнения любого вида деятельности; специальные способности – это способности, от которых зависит успешность выполнения конкретного вида деятельности.

Разновидностей специальных способностей существует столько же, сколько и видов деятельности человека, а к общим способностям относятся следующие [2; 4]:

  • Обучаемость – способность к усвоению нового (приобретению знаний);
  • Интеллект – способность к применению усвоенного;
  • Креативность – способность к преобразованию старых и открытию новых знаний.

Однако к настоящему времени ученые не пришли к единому понятию интеллекта, и существует множество разнообразных подходов и точек зрения на сущность данного термина: «Термин «интеллект», помимо своего научного значения (которое у каждого теоретика свое), как старый крейсер ракушками, оброс бесконечным количеством обыденных и популяризаторских истолкований. Реферирование работ авторов, которые в той или иной мере касались этого предмета, заняло бы не одну сотню страниц» [2, с.16].

Для данной работы, целью которой не является глубокий теоретический анализ понятия «интеллект», достаточно ограничиться определением данного термина, исходящим из описанной выше схемы представлений о психических явлениях и предложенным известным отечественным психологом, автором учебника «Психология общих способностей», В.Н.Дружини-ным [2]: интеллект – это индивидуальное свойство личности, представляющее собой общую способность человека к применению усвоенных знаний на практике.

Исследование интеллекта

метки:

Интеллект, Возраст, Развитие, Ребенок, Память, Уровень, Задача, Мышление

Введение.

Задача установления уровня интеллекта является одной из самых главных в психологии с момента оформления этой науки. Именно интеллектуальный показатель человека позволил охарактеризовать его психические и моральные качества. Установление количественных и качественных зависимостей этих показателей от уровня развития интеллекта позволил разработать разнообразные методики исследования интеллекта и связанных с ним качеств. Оценка интеллекта как специфической деятельности человека дала начало методикам подобно тесту Айзенка. Установление его структуры породило огромное количество тестов, исследуемых различные аспекты. Так появились тесты логического, образного, творческого и технического мышления. Тесно связанные с уровнем интеллекта оказались и тесты профессиональной пригодности. Более того, для получения должности государственного служащего США, претендент должен показать уровень IQ не ниже 100, а аттестация на получение профессиональной квалификационной категории предполагает, кроме демонстрации производственных навыков, прохождение целого комплекса подобных тестов.
В программу образования школ США и других развитых стран Европы включено использование методик проверки интеллекта в качестве оценочного, стимулирующего средства, вызывающего дополнительные мотивационные изменения. Таким образом, показатель интеллекта (не обязательно IQ) стал одним из важнейших показателей человеческой пригодности к той или иной деятельности, а в конечном итоге полезности человека как такового.

Следует различать тесты развития интеллекта и тесты интеллекта как такового. В первый, как правило, включены вопросы образовательного характера, стандартизированные задания с жесткой структурой. Эта группа методик предназначена для оценки образованности человека, скорости и качества его мышления, быстроты реакции и способности переключаться с одного вида деятельности на другой. Человек тестируется лишь как исполнитель, проверяется по стандартной шкале не имея возможности выделиться из общей схемы. Этого недостатка лишены методики второй группы, они определяют преобладающий тип мышления, методологию поиска решения поставленной задачи, не стандартность подхода, творческие способности, умения оперировать понятиями. Такие методы никогда не бывают жестко установленными, они составляются на основе креативных тестов, тестов интуитивного характера, где оцениваются не скорость, а манера решения той или иной задачи, уровень понятийных связей, нестандартность мышления, эффективность подхода. Однако для проведения массовой проверки подобные тесты не пригодны из-за своей сугубо индивидуальности, сложности оценки и больших затрат времени на обработку результата. В обще принятом понимании, проверка интеллекта сводится к решению одного или серии, тестов оценивающих общеобразовательный уровень человека, то есть тестов первой группы. Это связано с двойным применением и трактовкой интеллекта. В наиболее широком понимании интеллект представляет собой как отдельную структуру мозга человека, так и психологический процесс происходящий в нем, отсюда не однозначная оценка результатов этого процесса. Однако задача психологии поставлена очень узко и для ее решения достаточно академического определения этого термина.

5 стр., 2479 слов

Понятие «интеллект», содержательные отличия концептов «мышление» …

… и мощный способ деятельности — преобразование среды, производство своего собственного существования, свойственный человеку как высшей форме материи. Глава 1. Соотношение понятий «мышление» и «интеллект», Мышление и интеллект —, Человек, наделенный интеллектом, способен к осуществлению процессов мышления: интеллект — это способность к мышлению; мышление …

Что такое интеллект?

Интеллект (от латинского – Intellectus) в широком смысле – это совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения; в более же узком смысле – это мышление.

Интеллект является основной формой познания действительности.

Существует три разновидности в понимании функции интеллекта: 1) способность к обучению, 2) оперирование символами, 3) способность к активному овладению закономерностями окружающей нас действительности.

Термин интеллект часто применяется для того, чтобы подчеркнуть специфику человеческой психологической деятельности. При этом не следует упускать из виду, что способности иметь дело с абстрактными символами и отношениями только одна сторона интеллекта; не менее важна и такая сторона как конкретность мышления. Нередко интеллект трактуют, как возможность приспосабливаться к новым ситуациям, используя ранее приобретенный опыт. В данном случае интеллект фактически отождествляется со способностью к учению. Однако нельзя не учитывать то, что интеллект заключает в себе продуктивное начало. Самое существенное для человеческого интеллекта состоит в том, что он позволяет отражать закономерные связи и отношения предметов и явлений окружающего мира, тем самым дает возможность творчески преобразовывать действительность.

Как исследуется интеллект?

Методики исследования интеллекта грубо делятся на: экспериментальные, опросные и креативные (интуитивные).

Первые дают наиболее быстрый и четкий результат.

Вторые позволяют серию корелирующихся между собой данных, но чуть более сложны в обработке.

Третий тип вынесен в особый класс, является наиболее информативным, но представляет значительные трудности в обработке результата и его трактовки, более того результаты полученные с помощью этой группы методик не всегда явно связаны с аналогичными результатами другой группы.

Ниже будут использованы примеры из первой и второй группы. Чтобы избежать не однозначных интерпретаций и большого теоретического обоснования.

Дошкольный возраст.

Во время перехода от раннего к дошкольному возрасту, т. е. в период времени от 3 до 7 лет, под влиянием продуктивной, конструкторской и художественной деятельности у ребенка складываются сложные виды перцептивной аналико-синтетической деятельности. Новое содержание приобретает и перцептивные образы, относящиеся к форме предметов. Помимо контура выделяется и структура предметов, пространственные особенности и соотношения его частей.

6 стр., 2517 слов

Интеллект это мышление, высший познавательный процесс.

… генезиса от «действия к мысли», открытие феноменов детского мышления и разработка методов его исследования. ^ Определение интеллекта Интеллект — есть глобальная когнитивная система, состоящая из ряда … На стадии конкретных операций (от 8 до 11 лет) различные типы мыслительной деятельности, возникшие во время предшествующего периода, наконец, достигают состояния «подвижного равновесия», т. …

Перцептивные действия формируются и в обучении, и их развитие проходит ряд этапов. На первом этапе процесс формирования начинается с практических, материальных действий, выполняемых с незнакомыми предметами.

На втором этапе перцептивными действиями становятся сами сенсорные процессы, перестроившиеся под влиянием практической деятельности. Эти действия осуществляются теперь при помощи соответствующих движений рецепторных аппаратов и предвосхищающих выполнение практических действий с воспринимаемыми предметами.

На третьем этапе перцептивные действия становятся более скрытыми, свернутыми, сокращенными, их внешние, эффекторные звенья исчезают, а восприятие извне начинает казаться пассивным процессом. На самом деле этот процесс по-прежнему активен, но протекает внутренне, в основном только в сознание и на подсознательном уровне у ребенка.

Наряду с развитием восприятия в дошкольном возрасте идет процесс совершенствования внимания. Характерной особенностью внимания ребенка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остается сосредоточенными до тех пор, пока у ребенка сохраняется непосредственный интерес к воспринимаемым объектам. Внимание в этом возрасте, как правило, редко возникает под влиянием внутренне поставленной задачи или размышлений, т. е. фактически не является произвольным. Можно предположить, что с началом формирования произвольного внимания связаны внутренне регулируемое восприятие и активное владение речью.

Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредованному запоминанию и припоминанию. Произвольное воспроизведение возникает раньше, чем непроизвольное запоминание, и в своем развитии как бы обгоняет его.

Считается, что с возрастом увеличивается скорость, с которой информация извлекается из долговременной памяти и переводится в оперативную, а также увеличивается объем и время действия оперативной памяти. У большинства нормально развивающихся детей младшего и среднего школьного возраста неплохо развиты непосредственная и механическая память.

В первой половине дошкольного возраста у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов. В старшем же дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее. Оно соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действия.

Так же как восприятие, память и внимание, воображение из непроизвольного становится произвольным, постепенно превращается из непосредственного в опосредствованное, причем основным орудием овладения им со стороны ребенка являются сенсорные эталоны.

В дошкольном возрасте, дети начинают играть в, так называемые, сюжетно-ролевые игры, которые сильно стимулируют развитие воображения, в первую очередь наглядно-образного. Его становление зависит от развитости у ребенка воображения. Главные линии развития мышления в дошкольном возрасте можно наметить следующим образом: дальнейшее совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения; улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредствованной памяти; начало активного формирования словестно-логического мышления путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач.

14 стр., 6687 слов

Определении уровня развития наглядных форм мышления у детей 6-7 …

… с действительностью, непосредственного познания окружающего складывается у ребёнка мышление. С помощью мышления мы получаем знания, которые не могут дать органы … во всех аспектах нашей жизни. Любая деятельность ,независимо от возраста или социального положения человека, неотделима от мыслительной работы. Во … 5.Методика « 4 лишний» 6. Методика «Заплатки» 3. Заключение a. Заключительная беседа …

Методика 1.

“Вырежи фигуры”

Данная методика предназначена для оценки наглядно-действенного мышления. Задание состоит в том, чтобы как можно быстрее и точнее вырезать из бумаги нарисованные на ней фигуры.

Методика 2.

“Воспроизведи рисунки”

Задание этой методики заключено в том, чтобы в специальных пустых квадратах, воспроизвести картинки на которых изображены фигуры в таких же квадратах. На выполнение задания отводится пять минут.

Методика 3.

“Раздели на группы”

Цель данной методики – оценка образно-логического мышления ребенка. Ему показывают картинку, на которой изображены: квадраты, ромбы, треугольники и круги разного цвета. Ребенку предлагают разделить представленные фигуры на как можно большее число групп, На выполнение задания дается три минуты.

Методика 4.

“Кому чего не достает?”

Перед началом выполнения задания, ребенку поясняют, что ему будет показан рисунок, на котором изображены дети, каждому из которых чего-то не хватает. То чего не хватает, изображено отдельно.

Задание, полученное ребенка, заключается в то, чтобы быстрее определить, кому и чего не хватает.

Методика 5.

“Что здесь лишнее?”

Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В этой методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, причем один из них лишний.

Младший школьный возраст.

В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее только те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение и мышление), необходимость которых связана с поступлением в школу.

Внимание в младшем школьном возрасте становится произвольным, но еще довольно долго, особенно в начальных классах, сильным и конкурирующим с произвольным остается не произвольное внимание детей. Объем и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания к четвертому классу школы у детей почти такие же, как и у взрослого человека. Что касается переключаемости, то она в этом возрасте даже выше, чем в среднем у взрослых. Это связано с молодостью организма и подвижностью процессов в центральной нервной системе ребенка.

В школьные годы продолжается развитие памяти. А. А. Смирнов провел сравнительное исследование памяти у детей младшего и среднего школьного возраста и пришел к следующим выводам:

— с 6 до 14 лет у детей активно развивается механическая память на не связанные логически единицы информации;

—вопреки распространенному мнению о существовании увеличивающегося с возрастом преимущества запоминания осмысленного материала фактически обнаруживается обратное соотношение: чем старше становится младший школьник, те меньше у него преимуществ запоминания осмысленного материала над бессмысленным.

15 стр., 7241 слов

Психологические особенности памяти детей дошкольного возраста

… действий восприятия и мышления, выполняемых ребенком. Для дошкольников младшего возраста непроизвольное запоминание и воспроизведение является единственной формой работы памяти. При этом ребенок не в силах … формирования сознания и развития образности мышления ребенка, память преобразуется в образную, где информация хранится в виде образов и понятий. И память становится словесной по мере того, …

В целом память детей младшего школьного возраста является достаточно хорошей, и это в первую очередь касается механической памяти, которая за первые три-четыре года учения в школе прогрессирует достаточно быстро. Несколько отстает в своем развитии опосредствованная, логическая память, так как в большинстве случаев ребенок, будучи занят учением, трудом, игрой и общением, вполне обходится механической памятью.

За первые три-четыре года учения в школе прогресс умственного развития детей бывает довольно заметным. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления, от допонятийного уровня развития и бедного логикой размышления школьник поднимается до словестно-логического мышления на уровне конкретных понятий.

В этом возрасте достаточно хорошо раскрываются общие и специальные способности детей, позволяющие судить об их одаренности.

Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях: усвоение и активное использование речи как средства мышления; соединение и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словестно-логического; выделение, обособление и относительно независимое развитие в интеллектуальном процессе двух фаз: подготовительной и исполнительной. На подготовительной фазе решение задачи осуществляется анализ ее условий и вырабатывается план, а на исполнительно фазе этот план реализуется практически. Полученный результат затем соотносится с условиями и проблемами. Ко всему сказанному следует добавить умение рассуждать логически и пользоваться понятиями.

Методика 1

“Матрица Равина”

Эта методика предназначена для оценивания наглядно-образного мышления у младших школьников. Здесь под наглядно- образного мышлением понимают такое, которое связано с оперированием различными образами и наглядными представлениями при решении задач.

Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице и подбор одного из восьми рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку. На выполнение всех десяти заданий отводится десять минут.

Методика 2

“Умение считать в уме”

С помощью данной методики проверяют способность ребенка производить умственные арифметические действия с числами и дробями различного типа: простыми, десятичными, а также со сложными дробно-целыми числами.

Методика 3

Формирование понятий.

Методика представляет собой набор плоскостных фигур – квадратов, треугольников и кругов – трех различных цветов и трех различных размеров. Признаки этих фигур: форма, цвет и величина – образуют трехбуквенные искусственные понятия не имеющие смысловые значения на его родном языке.

Перед ребенком в произвольном порядке рядом друг с другом раскладываются карточки с цветными фигурами на них, таким образом, чтобы все карточки ребенок мог видеть и изучать одновременно.

По команде экспериментатора, испытуемый в соответствии с полученным заданием начинает искать задуманное им понятие.

3 стр., 1123 слов

Психофизиологические методики. Определения метода, методики, теста

… тестов Признак группы Название вида теста Краткая характеристика вида теста По предмету тестирования (какое качество оценивается) интеллектуальные Предназначены для оценки уровня развития мышления (интеллекта) … чем отличаются методы, методики и тесты? 2. Перечислите особенности методик высокого уровня формализации? 3. Какие методики по типу применяемых тестовых задач вы можете назвать? …

Когда все карточки будут отобраны, ребенок должен дать определение соответствующему понятию, то есть сказать, какие конкретные признаки в него входят.

Экспериментатор в начале исследования, задумывает понятие содержащее только один признак, затем – два и, наконец, – три.

На решение каждой из трех задач отводится три минуты.

Методика 4

Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах.

Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах – это операции мышления, оценивая которые мы можем судить о степени развитости у ребенка интеллектуальных процессов.

Данные особенности мышления устанавливаются по правильности ответов на серию вопросов, которые задает экспериментатор.

Методика 5

“Кубик Рубика”

Эта методика предназначена для диагностики уровня развития наглядно-действенного мышления.

Пользуясь кубиком Рубика, ребенку задают разные по степени сложности задачи на работу с ним и предлагают их решить в условиях дефицита времени.

Дают 9 задач, которые надо решить в течение девяти минут, на каждую задачу — по одной минуте.

Подростковый возраст.

В подростковом возрасте происходит совершенствование таких познавательных процессов как память, речь и мышление.

Подростки уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Они относительно свободно рассуждают на нравственные, политические другие темы, практически недоступные интеллекту младшего школьника. У старшеклассников наблюдается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, т. е. способность к индукции и дедукции. Важнейшее интеллектуальное приобретение подросткового возраста – это умение оперировать гипотезами.

К старшему школьному возрасту, дети усваивают многие научные понятия, обучаются пользоваться ими в процессе решения различных задач. Это означает сформированность у них теоретического или словестно-логического мышления. Одновременно наблюдается интеллектуализация всех остальных познавательны процессов.

В подростковом возрасте происходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти. Активно начинает развиваться логическая память и скоро достигает такого уровня, что ребенок переходит к преимущественному использованию этого вида памяти, а также произвольной и опосредствованной памяти. Как реакция на более частое практическое употребление в жизни логической памяти замедляется развитие механической памяти.

Подростковый возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется не только естественной возрастной любознательностью подростков, но и желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны. В этой связи подростки на людях стремятся брать на себя наиболее сложные и престижные задачи, нередко проявляют не только высокоразвитый интеллект, но и незаурядные способности. Для них характерна эмоционально-отрицательная аффективная реакция на слишком простые задачи.

Подростки могут формулировать гипотезы, рассуждать предположительно, исследовать и сравнивать между собой различные альтернативы при решении одних и тех же задач. Сфера познавательных, в том числе учебных, интересов подростков выходит за пределы школы и приобретает форму познавательной самодеятельности – стремления к поиску и приобретению знаний, к формированию полезных умений и навыков. Стремление к самообразованию – характерная особенность подросткового возраста.

11 стр., 5337 слов

Вопрос 1. Коррекционность психодиагностических методик умственного развития

… они являются показателями его уровня умственного развития. Важнейшей задачей при разработке теста является выбор критерия, которому должно соответствовать психическое развитие человека и с которым … от которых зависит успешность последней. Расхождение между традиционной тестовой методикой и методикой, обладающей коррекционностью (по составу используемых понятий), является очень важным. …

Мышление подростка характеризуется стремлением к широким обобщениям. Одновременно с этим складывается новое отношение к учению, особенно в последних классах школы. Ее выпускников привлекают предметы и виды знаний, где они лучше могут узнать себя, проявить самостоятельность, и к таким знаниям у них вырабатывается особенно благоприятное отношение. Вместе с теоретическим отношением к миру, предметам и явлениям у подростка возникает особое познавательное отношение к самому себе, выступающее в виде желания и умения анализировать и оценивать собственные поступки, а так же способность вставать на точку зрения другого человека, видеть и воспринимать мир с иных позиций, чем свои собственные.

Самостоятельность мышления проявляется в независимости выбора способа поведения. Подростки принимают лишь то, что лично им кажется разумным, целесообразным и полезным.

Методика 1.

Дана таблица с расположенными по определённой закономерности цифрами (размеры, плотность текста, диапазон значений могут значительно варьироваться, так же, как сложность алгоритма запоминания).

Задача испытуемого состоит в том, чтобы определить эту закономерность и, пользуясь ею, за минимальное время вычеркнуть заранее известные цифры. Проверяется главенствующий тип мышления, умение выделять и обобщать закономерности. Учитывается время, правильность определения закономерности.

Методика 2.

Предлагается пройти тест Айзенка в школьном варианте (может быть использован как российский, так и американский или европейский стандарт).

Результатом будет довольно обширный объём данных о мышлении, памяти и других характеристиках интеллекта испытуемых. Можно применять тест и в составе довольно больших групп, возможна интерпретация индивидуальных результатов для всей группы (выяснение средних значений “коэффициента интеллекта” для группы и так далее).

Методика 3.

Предлагается лист с рядом понятий. Следует установить логико-количественные соотношения между ними, не используя других понятий и терминов (вариант: с привлечением других терминов и понятий).

Принципы упорядочивания могут быть самыми разнообразными – выделить все синонимы, антонимы, слова со схожим лексическим значением, только технические термины, только заимствованные слова и так далее. Оценивается как общий уровень эрудиции испытуемых, так и скорость переключения между различными, порой взаимоисключающими видами деятельности (нахождение синонимов и антонимов).

Методика 4.

Тест технического мышления Беннета. Полученные данные могут определённым образом указать на возможную склонность к техническим специальностям. Позволяет эффективно проверять уровень технического мышления.

Интегрированный комплекс тестов по различным наукам (американская школьная версия).

Позволяет точно судить о степени образованности испытуемого по разным предметам школьной программы. В переводном варианте требует адаптации под конкретную школьную программу.

8 стр., 3805 слов

Тест №1: Методика изучения личности и познавательной сферы школьника

… — революция 18.Спора-семя 19. Метафора — аллегория Тест №6. Изучение уровня притязаний и самооценки школьника Ход выполнения задания. … вмешиваться, Сделать карьеру, Стать квалифицированным специалистом, Принести пользу человеку, Затрудняюсь ответить. Насколько вы удовлетворены: удовлетворен полностью удовлетворен … юмора капризность равнодушие Тест №8. Исследование самооценки (методика Дембо — Р

Методика 5.

Тест технического мышления Беннета. Полученные данные могут определённым образом указать на возможную склонность к техническим специальностям. Позволяет эффективно проверять уровень технического мышления.

Юношеский возраст.

Ранняя юность – время реального перехода к настоящей взрослости, первые признаки которой появляются, как мы уже видели, в подростковом возрасте.

На период ранней юности, традиционно связываемый с обучением в старших классах школы, приходится становление нравственного самосознания. К окончанию школы большая часть юношей и девушек представляет собой людей, практически нравственно сформированных, обладающих зрелою и достаточно устойчивой моралью, которая наряду со способностями, мотивами и чертами характера представляет собой четвертое личностное новообразование детства.

В юности, больше чем в других возрастах, встречаются акцентированные типы характера, наблюдаются быстрые, непредсказуемые и частые переходы от одного настроения к другому. Юноши и девушки подвержены эмоциям, обидчивы, импульсивны, склонны к категоричным суждениям, к недостаточно продуманным поступкам.

Интеллектуальная зрелость, в том числе нравственномировоззренческая готовность старших школьников ставить и решать различные жизненные задачи, в этом возрасте очевидна, хотя здесь говорить о ней пока что приходится в общем виде, имея ввиду сравнительно невысокий уровень интеллектуального развития немалого числа современных юношей и девушек.

Старшие школьники независимо от их индивидуальных особенностей знают, понимают и следуют определенным нормам морали. Их нравственное сознание достигает достаточно высокого уровня зрелости.

Исследование интеллектуального развития в данном возрасте должно быть направлено на выявление конкретных мотивов учения, выяснение уровня, на котором человек может оперировать абстрактными понятиями и связями между ними, модулировать различные процессы в своем воображении.

Отдельный комплекс тестов должен быть направлен на выяснение профессиональной ориентации каждого конкретного исследуемого, должен выявить уровень и тип мышления. Для этого могут быть использованы технический тест Беннета, комплекс тестов киотинного характера, устанавливающие связи между абстрактными понятиями, моделирующие схемы этих понятий. Исследование интеллекта не ограничивается одними лишь тестами интеллектуального развития (тест Айзенка), немало важной задачей является выяснение задатков и способностей, которые к этому времени должны ярко проявится. Конкретной же задачей является выяснение потенциала каждого испытуемого в той или иной области человеческой деятельности. В конечном итоге все тесты интеллекта в юношеском возрасте должны быть направлены на определение склонностей старших школьников к той или иной профессии, на выбор жизненного пути.

Методика 1.

Логико-количественные отношения.

Испытуемому предлагается решить 20 задач на выяснение логико-количественных отношений.

9 стр., 4220 слов

Тест «Кубики Коса» диагностика невербального интеллекта

… дополняют большинство тестов структуры интеллекта (типа теста Р Амтхауэра), которые позволяют оценить уровень развития словестно-логического (вербального) … вербальные тесты измеряют не столько интеллектуальную одаренность, сколько степень интеллектуального развития человека. Невербальный тест « … теста успешно применяется во всех вариантах методики измерения интеллекта Д. Векслера. В 1939 году тест …

В каждой из задач необходимо определить, какая величина больше или, соответственно, меньше другой.

На решение всех задач отводится 10 минут.

Методика 2.

Тест Айзенка

Этот тест состоит из восьми субтестов, пять из которых предназначаются для оценки общего уровня интеллектуального развития человека, а три — для оценки степени развитости у него специальных способностей: математических, лингвистических и тех способностей, которые нужны в таких видах деятельности, где активно используется образно-логическое мышление.

Только при условии выполнения всех восьми субтестов можно дать полную оценку, как уровня общего интеллектуального развития человека, так и степени развитости у него специальных способностей.

Методика 3.

Тесты стереометрического характера, связанные с преобразованием пространственных объектов (используется компьютер).

Позволяют выяснить уровень развития пространственного мышления и способности к учебным предметам технического характера (физика, геометрические разделы математики, конструирование и тому подобное).

Методика 4.

Предлагается подборка вопросов как общеобразовательного, так и морально-этического плана. Учитываются как скорость и правильность ответов, так и согласованность их с моральными и этическими нормами. Тест позволяет определить морально — этический уровень испытуемых, пропорцию между моральным и рациональным мышлением. Подобный тест предлагается при вступлении в специальные отряды армии США и Европы, (находитесь на территории противника, выполняя задание, вашу замаскированную позицию обнаруживает маленькая девочка. Ваши действия).

Методика 5

Оценка уровня развития технического мышления.

Данный тест предназначен, для того чтобы оценивать техническое мышление человека, в частности — его умение читать чертежи, разбираться в схемах технических устройств и их работе, решать простейшие физико-технические задачи.

На всю работу отводится 25 минут. Развитость технического мышления оценивается по количеству правильно решенных за это время задач.

Вывод.

Интеллект человека представляет собой чрезвычайно многофакторную величину. Он определяет как социальную полезность человека, так и его индивидуальные особенности, служит главным проявлением разума. По сути, интеллект то, что выделяет нас из мира животных, что придает особую значимость человеку, что позволяет ему динамически изменять окружающий мир, перестраивая среду под себя, а не приспосабливаться к условиям быстро меняющейся действительности. Тест или проверка интеллекта является важнейшей задачей, которая на любом этапе позволит спланировать дальнейшее развитие личности, определить ход интеллектуальной, моральной и психологической эволюции человека. Именно уровень и тип развития интеллекта определяет будущее человека, его судьбу. Исследование интеллекта интересовало человечество с древних времен и постепенно от вопросов “Кто полезнее, умнее, нужнее?”, выросли в отдельную отрасль психологии. Тесты интеллектуального развития занимают отдельное место в ряду методик психологического исследования. Здесь приведены лишь некоторые из них, иллюстрирующие общие методы и принципы исследования интеллекта.

Примеры похожих учебных работ

Анализ методик для определения готовности детей к школе

… (срисовывание точек)» вошли методики, диагностирующие вербальное и наглядно-образное мышление, речевое развитие, отношение к школе, информированность, развитие движений (Готовность детей к школе: диагностика психического развития и коррекция его …

Вопрос 1. Коррекционность психодиагностических методик умственного развития

… должно соответствовать психическое развитие человека и с которым должны сравниваться результаты психодиагностического обследования. Понимание этой проблемы подводит к определению второго признака коррекционности методики. Этот признак …

Какой важнейший период биологического развития человека начинается в 6-7 лет у девочек, …

… интеллекта Е. любые изменяющиеся с возрастом признаки Какой важнейший период биологического развития человека … мышлению, истинные волевые акты и социальная адаптация. Развитие внимания и произвольной памяти. … Б. человек и ребенок В. педагог …

ДИВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

… мышления, в развитии личности ребенка старшего дошкольного возраста. Цель исследования: выявить особенности дивергентного мышления как фактор развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста. … для данного человека мышление и поведение». …

Использование игрушки для развития словаря детей раннего возраста

… развития словаря детей раннего возраста. Разработать и экспериментально проверить методику использования игрушек для развития словаря детей раннего возраста. Гипотеза исследования: развитие словаря детей раннего возраста … познания, мышления. Словами …

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей

… с. 26]. Методика развития речи детей дошкольного возраста стала … детей участвовавших в исследовании 40 человек. … детей знаний о предметах, их окружающих, совершенствования сенсорной культуры, развитие речи на основе развития знаний и мышления. …

Методы психологической диагностики интеллекта

Психологическая диагностика интеллекта представляет определенную сложность, связанную с недостаточной разработанностью в современной психологии теории общих способностей человека и отсутствием единого подхода к определению интеллекта.

Однако в настоящее время широко используются различные методики диагностики интеллекта, разработанные преимущественно зарубежными авторами: шкалы Бине-Симона, тест Стэнфорд-Бине, шкалы Векслера, тесты Кауфмана и другие [1].

В отечественной литературе наибольшее распространение получили тест структуры интеллекта (TSI) Р.Амтхауэра [1; 3] и методика «Таблицы Равена» («Шкала прогрессивных матриц») [5].

Тест структуры интеллекта был предложен в 1953 году немецким психологом Р.Амтхауэром и предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года. Р.Амтхауэр рассматривал интеллект как специализированную подструктуру в целостной структуре личности. С его точки зрения, интеллект представляет собой взаимосвязанных и объединенных в определенную целостность психических способностей, проявляющихся в различных формах деятельности. По мнению Амтхауэра, в индивидуальной структуре интеллекта существуют определенные «центры тяжести», т.е. преобладающие компоненты – речевого, счетно-математического интеллекта, пространственных представлений, функций памяти и т.д.

ТSI состоит из девяти субтестов, каждый из которых включает от 16 до 20 типичных заданий (всего в 9 субтестах 176 заданий). Перед каждым субтестом обследуемому необходимо ознакомиться с инструкцией и разобрать предложенные примеры решения заданий, типичных для данного субтеста. Время выполнения каждого задания имеет определенное ограничение; общая продолжительность прохождения теста составляет 90 минут.

Описание субтестов методики Амтхауэра

СубтестОписание заданий субтеста
IДополнение предложений (логический отбор). Задача испытуемого – закончить предложение одним из слов, предложенных в качестве вариантов ответа.
IIИсключение слов (определение общих черт). В каждом задании испытуемому предлагают 5 слов, из которых 4 объединены смысловой связью, а одно – лишнее – следует выделить в ответе.
IIIАналогии. В каждом задании предлагаются три слова, между первым и вторым существует определенная связь. Из вариантов ответа необходимо выбрать такое слово, которое было бы связано с третьим таким же образом, как и второе слово с первым.
IVОбобщение (классификация). Необходимо обозначить два слова, предложенных в каждом задании, одним общим понятием.
VАрифметические задачи (задания на счет).
VIЧисловые ряды. В каждом задании необходимо установить закономерность предложенного числового ряда и продолжить его.
VIIПространственное воображение (выбор фигур). Испытуемому предъявляют карточки с изображением разделенных на части геометрических фигур. При выборе ответа следует найти карточку с целой фигурой, которая складывается из данных частей.
VIIIПространственное обобщение (задания с кубиками). В каждом задании предъявляется куб в определенном, измененном по отношению к исходному ряду кубов, положении. Необходимо идентифицировать данный куб с одним из исходных.
IXПамять (задания на способность сосредоточить внимание и сохранить в памяти усвоенное). Необходимо запомнить ряд слов и найти их среди других, предлагаемых в задании.

Каждый правильный ответ респондента оценивается в 1 балл (кроме заданий IV субтеста, где за каждый верный и точный ответ присваивается 2 балла). По итогам тестирования выстраивается графическое изображение – профиль структуры интеллекта, по которому наглядно определяются преобладающие компоненты структуры интеллекта.

Методика «таблицы Равена» («шкала прогрессивных матриц») была разработана в 1936 году и предназначена для диагностики уровня интеллекта. Тест состоит из невербальных заданий, что имеет немаловажное значение, так как на результат в меньшей степени, чем по другим методикам, оказывают влияние приобретенные в связи с обучением и жизненным опытом обследуемого знания. Полученный результат позволяет судить, главным образом, о способности к систематизированной планомерной интеллектуальной деятельности.

Тест состоит из 5 серий, в каждой из которых содержится по 12 заданий. Каждое из заданий содержит основной структурированный рисунок с недостающим фрагментом и несколько вариантов фрагментов той же формы. Обследуемому необходимо за 20 минут отметить, какие из вариантов ответов соответствуют недостающему фрагменту в каждом из заданий. Трудность заданий возрастает внутри каждой серии и от серии к серии.

Описание серий методики Равена

СерияПринцип построения заданий
AУстановление взаимосвязей в структуре матриц
BАналогия между парами фигур
CПрогрессивные изменения в фигурах матриц
DПерегруппировка фигур в матрице в горизонтальном и вертикальном направлениях
EРазложение фигур на элементы

Каждое правильное решение оценивается в один балл. Полученный общий балл с учетом возраста переводится в проценты, и на основании процентного показателя определяется интеллектуальный уровень респондента.

Различают 5 степеней интеллектуального уровня, к одному из которых относят уровень интеллекта обследуемого по результатам теста Равена:

  • 1 степень – более 95% – высокий показатель;
  • 2 степень – 75-94 % – интеллект выше среднего;
  • 3 степень – 25-74 % – интеллект средний;
  • 4 степень – 5-24% – интеллект ниже среднего;
  • 5 степень – ниже 5% – дефект.

Для прохождения тестов интеллекта необходима сохранность психических процессов внимания (особое значение имеют свойства концентрации, объема и распределения произвольного внимания), воображения и мышления. Поэтому если по тесту Амтхауэра или Равена получен низкий результат, следует провести диагностику свойств внимания и особенностей мышления.

Кроме того, поскольку оба теста выполняются в ограниченных интервалах времени, определенное преимущество в процессе прохождения данных тестов имеют лица, обладающие большей скоростью мышления [3]. А поскольку скорость мышления определяется, главным образом, свойствами нервных процессов, это приводит к некоторому снижению валидности результатов тестов интеллекта.

Поэтому в процессе интерпретации результатов тестов, направленных на диагностику уровня интеллекта, следует учитывать повышенную вероятность недостаточной достоверности результатов и особо тщательно соблюдать этические принципы работы психолога.

Методы исследования интеллекта

Методы исследования сознания Читать далее: Исследование воли и психомоторики

38. Методы исследования интеллекта

Прежде всего следует установить соответствие имеющегося у больного запаса знаний и образования, соответствие жизненного опыта возрасту, характеру трудовой деятельности. Для этого пациенту предлагают целый ряд вопросов, которые обязательно должны быть соотнесены с образованием и вообще предполагаемым уровнем развития интеллекта. Если это условие не будет учтено, то дальнейший контакт с больным может быть нарушен. Особенно это касается тех случаев, когда у пациента с высоким уровнем образования спрашивают элементарные сведения или если при отсутствии у человека достаточной подготовки ему предлагаются слишком сложные вопросы. В дальнейшем в соответствии с имеющимся умственным багажом применяют специальные методики для .проверки возможностей анализа и синтеза.

При изучении интеллекта человека пожилого возраста необходимо помнить, что, согласно исследованиям, проведенным в последние десятилетия, установлено менее разрушительное влияние старения на интеллектуальные способности более одаренных людей.

Результаты исследования интеллекта сопоставляют с данными исследования остальных психических функций. Только после этого можно сделать окончательный вывод о психическом состоянии больного и о тех практических мероприятиях, которые целесообразны при общении с ним.

В качестве методов психодиагностики интеллекта в настоящее время во всех странах мира очень широкое распространение получили различные психометрические методы. Среди них наиболее известны взрослый и детский варианты методики Д. Векслера и методика прогрессивных матриц Дж. Рейвена.

Исследование интеллекта по методу Д. Векслера. Предложено его автором в 1949 году для детей и в 1955 году для взрослых. В нашей стране методика применительно к взрослым была адаптирована в Ленинградском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева в 1969 году, а детский вариант методики — А.Ю. Панасюком в 1973 году.

Методика предназначена для комплексного исследования интеллекта и вычисления интеллектуального коэффициента IQ. Взрослый вариант методики рассчитан на возрастной интервал от 16 до 64 лет (может быть использован и в более старшем возрасте); детский вариант применяется от 5 до 15 лет 11 месяцев 29 дней.

Методика состоит из 11 (взрослый вариант) или 12 (детский вариант)

субтестов, каждый из которых является самостоятельной психодиагностической методикой, исследующей те или иные стороны осуществления интеллектуальной деятельности. Все субтесты разделены на две группы — вербальные (6 субтестов) и невербальные (5 субтестов во взрослом варианте и 6 субтестов в детском варианте). Группа вербальных субтестов включает:

субтест 1 (общая осведомленность) — исследует воспроизведение:

ранее усвоенного материала, в известной мере измеряет объем полученных испытуемым знаний, состояние долговременной памяти. Является в значительной степени культурально обусловленным субтестом -1

субтест 2 (общая понятливость) — содержит вопросы, позволяющий оценить социальный и культурный опыт испытуемого, способность формирования им умозаключений на основе прошлого опыта;

субтест 3 (арифметический) — диагностирует способность концентрации активного внимания, быстроту мышления, способность оперирования арифметическим материалом. Результаты этого субтеста обнаруживают обратную зависимость от возраста;

субтест 4 (сходства) — оценивает логический характер мышления, способность формирования логического понятия. Субтест может обнаруживать некоторую обратную зависимость успешности выполнения от возраста испытуемого;

субтест 5 (воспроизведение цифровых рядов в прямом и обратном порядке) — применяется для исследования оперативной памяти и внимания;

субтест 6 (словарный) — служит для оценки словарного запаса испытуемых.

Перечисленные шесть субтестов хотя и относятся к группе вербальных, сами по себе являются достаточно неоднородными. Наиболее убедительно это показали исследования Д. Бромлей (1966), установившей различную динамику успешности выполнения отдельных вербальных субтестов в зависимости от возраста.

По результатам выполнения испытуемым вербальных субтестов вычисляется их интегральная оценка — так называемый вербальный IQ.

Невербальные субтесты представлены пятью методиками у взрослых и шестью у детей.

субтест 7 (цифровых символов, шифровка) — исследует зрительно-моторную координацию, психомоторику, способность к научению;

субтест 8 (нахождение недостающих деталей в картине) — выявляет способность испытуемого выделять существенные признаки предмета или явления, исследует концентрацию активного внимания, ее роль при воспроизведении образов;

субтест 9 (кубики Кооса) — служит для исследования пространственного воображения, конструктивного мышления;

субтест 10 (последовательные картины) — выявляет способность установления испытуемым последовательности развития сюжета по серии картинок, его антиципацию мышления и способность к планированию социальных действий. В определенной мере по результатам выполнения данного субтеста можно получить представление о социальном интеллекте испытуемого;

субтест 11 (сложение фигур) — измеряет способность составления из отдельных фрагментов единого смыслового целого, зрительно-моторную координацию испытуемого.

Детский вариант методики измерения интеллекта Д. Векслера в своей невербальной части содержит также еще один субтест, альтернативный субтесту шифровки цифр — субтест 12 (лабиринты).

Точно так же, как определяется интегральный показатель вербальных субтестов, рассчитывается и интегральный показатель выполнения невербальных субтестов — невербальный IQ. Затем на основе полученных результатов производится определение общего IQ.

Все показатели интеллектуального коэффициента рассчитываются в зависимости от возраста испытуемого.

Тест Векслера тщательно стандартизирован, имеет высокую надежность (для взрослого варианта — 0,97, для детского варианта — 0,95—0,96).

Методика широко применяется в клинической практике, коррекционной педагогике (преимущественно в олигофренопедагогике), профессиональном отборе, судебно-психологической экспертизе.

Шкала прогрессивных матриц Дж. Рейвена. Предложена в 1936 году. Разрабатывалась в рамках традиционной английской школы психологии, согласно которой наилучшим способом измерения фактора интеллекта является выявление отношений между абстрактными фигурами.

Черно-белые стандартные матрицы Рейвена предназначены для взрослых в возрасте от 20 до 65 лет; с их помощью могут быть также исследованы дети и подростки в возрасте от 8 до 14 лет.

Цветные матрицы Рейвена (более простой вариант методики) применяются для исследования детей в возрасте от 5 до 11 лет; их рекомендуют применять также для лиц старше 65 лет и умственно сниженных лиц.

Продвинутые матрицы Рейвена предназначены для исследования интеллекта у одаренных личностей.

Методика Рейвена состоит из невербальных заданий, что, по мнению многих зарубежных исследователей интеллекта, имеет важное значение, так как позволяет меньше учитывать знания, приобретенные испытуемым в процессе образования и благодаря жизненному опыту.

Стандартные матрицы Рейвена включают 60 черно-белых таблиц, объединенных в пять серий возрастающей трудности: А, В, С, D, В. Каждая серия содержит 12 таблиц, расположенных в порядке возрастания сложности геометрического изображения.

Серия А использует принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. От испытуемого требуется дополнить недостающую часть изображения. Исследуются: способность дифференциации основных элементов структуры и раскрытия связей между ними; способность идентификации недостающей части структуры и сличения ее с представленными образцами. Серия В построена по принципу аналогии между парами фигур. Испытуемый должен найти принцип, соответственно которому построена в каждом отдельном случае аналогия, и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент.

Серия С сформирована по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все более усложняются, происходит как бы их непрерывное развитие.

Матричные фигуры в серии D построены по принципу перегруппировки. Испытуемый должен обнаружить эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном направлениях.

Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающую фигуру можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.

Методика прогрессивных матриц Рейвена позволяет при помощи специальной таблицы переводить полученные результаты в интеллектуальный коэффициент IQ. Надежность методики достаточно высока — по данным ряда специальных исследований она колеблется от 0,7 до 0,89. Методика Рейвена широко используется в профотборе и клинической психодиагностике. В нашей стране методики Дж. Рейвена адаптируются коллективом сотрудников Института психологиии РАН под руководством В.И. Белопольского.

Помимо описанных существуют и другие методики ддя психометрического исследования интеллекта (Р. Амтхауэра, Р. Кэттэлла и т.д.).

Методы исследования сознания Читать далее: Исследование воли и психомоторики

Информация о работе «Клиническая психология»

Раздел: Психология Количество знаков с пробелами: 497750 Количество таблиц: 8 Количество изображений: 1

Похожие работы

Основы психотерапии и психологической коррекции в работе клинического психолога

59783

0

0

… форме, а также позволяющее осознать нераспознанные до того связи между определенными аспектами чувств и поведения. Восстановление морального состояния — важная часть работы клинического психолога с клиентом, поскольку большинство получающих психологическую помощь многократно переживали неудачи и были деморализованы, утратив уверенность в том, что могут сами помочь себе. Высвобождение эмоций …

Ответы на вопросы к экзамену «Клиническая психология»

40144

0

0

… стало изучение закономерностей нарушения мозговых процессов, структуры и природы психических заболеваний и патологических состояний мозга на всех уровнях в т.ч. и методами психологии. Т.о., экспериментально-психологическое исследование должно ответить на вопросы как нарушено течение (структура) самих психических процессов. В изучении конкретных аномалий развития личности и недоразвития психики …

Методологические принципы клинической психологии

36304

0

0

… и личности. Соответственно, нарушениями сознания являются нарушения восприятия человеком социальных характеристик среды и собственных личностных характеристик. В зависимости от трактовки сознания в клинической психологии существует два подхода и к пониманию бессознательного. В случае отождествления сознания и психики бессознательное есть недостаточный уровень нейрофизиологического возбуждения, …

Клиническая психология: предмет, задачи, виды диагностики

5597

0

0

… занимается диагностикой, коррекцией и восстановлением равновесного соотношения индивида и его жизни, на основе знаний о возникающих дезадаптациях. Виды диагностики. Негативная и позитивная диагностика: смысл и цели. Вся диагностика, применяемая в клинической психологии делится на позитивную и негативную. Негативная — это вид исследований, применяемых при различных состояниях нарушениях …

Анализ и интерпретация результатов диагностики интеллекта

Протокол №1 психологической диагностики интеллекта

Испытуемая: М., женского пола, 28 лет.

Дата проведения диагностики: 16.08.2009.

Продолжительность тестирования: 1 час 16 минут.

Состояние испытуемой: по самоотчету, испытуемая чувствует себя хорошо, не ощущает никаких признаков физического или психологического дискомфорта, испытывает интерес к процессу и результатам диагностики, сосредоточена на выполнении заданий теста.

Условия проведения диагностики: тестирование осуществлено в отдельном помещении, при достаточном уровне освещения, при отсутствии шумов и других отвлекающих факторов, при отсутствии посторонних лиц.

Диагностический материал и оборудование: стандартный диагностический материал теста TSI Р.Амтхауэра, бланк для ответов, секундомер.

Задача: диагностика структуры интеллекта испытуемой.

Инструкция испытуемой и порядок работы: испытуемой предъявлены предложенные в источнике [3] инструкции к каждому из субтестов методики; последовательность прохождения заданий стандартная.

Ход опыта: все задания испытуемая выполнила до окончания времени, ограничивающего прохождение соответствующего субтеста. После завершения тестирования испытуемая сообщила, что чувствует утомление.

Результаты: ответы испытуемой сведены в таблицу (приложение 1).

Обработка результатов: осуществлена в соответствии с ключом к методике. Для удобства анализа графического изображения баллы по каждому субтесту переведены в проценты (где 100% – максимально возможный показатель по каждому из субтестов).

Таблица результатов тестирования структуры интеллекта

СубтестКоличество набранных балловМаксимально возможное число балловПроцентный показатель
1Дополнение предложений152075%
2Исключение слов162080%
3Аналогии192095%
4Обобщение213267%
5Арифметические задачи192095%
6Числовые ряды192095%
7Пространственное воображение142070%
8Пространственное обобщение112055%
9Память102050%
Итого14419275%

Графическое изображение результатов тестирования

Анализ результатов. Нормативных данных к методике Амтхауэра в источнике [3] не приведено, поэтому анализ результатов основан на сравнении результатов по отдельным субтестам методики между собой.

Наибольший процент правильных ответов дан испытуемой на задания субтестов «Аналогии», «Арифметические задачи» и «Числовые ряды» (по 95%). Это говорит о математической одаренности испытуемой, о преобладании математических способностей в структуре интеллекта. Вербальные способности испытуемой развиты в высокой степени, но в меньшей, чем математические (75% правильных ответов на задания субтеста «Дополнение предложений», 80% – на задания субтеста «Исключение слов»). Наименьший процент правильных ответов дан испытуемой на задания субтестов «Память» (50%) и «Пространственное обобщение» (55%).

Выводы. В структуре интеллекта испытуемой преобладают математические и – в меньшей степени – вербальные способности. В наименьшей степени развиты конструктивные способности и память. Таким образом, в процессе обработки информации испытуемая в наибольшей мере склонна оперировать сигналами и знаками, чем наглядными образами, что говорит о больших возможностях ее теоретического мышления в сравнении с практическим.

Протокол №2 психологической диагностики интеллекта

Испытуемая: М., женского пола, 28 лет.

Дата проведения диагностики: 17.08.2009.

Продолжительность тестирования: 18 минут.

Состояние испытуемой: по самоотчету, самочувствие испытуемой в пределах нормы, испытуемая не ощущает никаких признаков физического или психологического дискомфорта, испытывает интерес к процессу и результатам диагностики, сосредоточена на выполнении заданий теста.

Условия проведения диагностики: тестирование осуществлено в отдельном помещении, при достаточном уровне освещения, при отсутствии шумов и других отвлекающих факторов, при отсутствии посторонних лиц.

Диагностический материал и оборудование: стандартный диагностический материал теста Равена («шкала прогрессивных матриц»), бланк для ответов, секундомер.

Задача: диагностика уровня невербального интеллекта испытуемой.

Инструкция испытуемой и порядок работы: испытуемой предъявлена предложенная в источнике [5] инструкция к тесту; последовательность прохождения заданий стандартная.

Ход опыта: выполнение заданий сопровождалось речевой деятельностью испытуемой, речь содержала элементы анализа заданий теста. Все задания испытуемая выполнила до окончания времени, ограничивающего прохождение теста.

Результаты: ответы испытуемой сведены в таблицу (приложение 2).

Обработка результатов: осуществлена в соответствии с ключом к методике.

Таблица результатов тестирования невербального интеллекта

СерияКоличество набранных балловМаксимально возможное число баллов
1A1112
2B1112
3C1212
4D1112
5E912
Итого5460

Анализ результатов. Наименьшее число правильных ответов дано испытуемой на задания серии Е: данная серия является последней и наиболее сложной. Уровень невербального интеллекта испытуемой, в соответствии с таблицей нормативных данных, приведенной в источнике [5], составляет 95% (I степень – высокий интеллект).

Выводы. Диагностируется высокий уровень невербального интеллекта, свидетельствующий о высокой способности испытуемой к осуществлению систематизированной и планомерной интеллектуальной деятельности.

Основная часть

Термин «Интеллект» мы часто используем, когда хотим дать характеристику личности. Говоря об интеллекте, подразумевают умственные способности, умственное развитие, также соотносят интеллект с разумом, знаниями, одаренность и т.д. Многие психологи рассматривают интеллект как устойчивую структуру умственных способностей.

Но если попытаемся найти классическое или научное определение интеллекта, то мы его просто не найдем. Поскольку то, что не материально, становится зависимым от научных воззрений и теоретических позиций исследователей[1].

Поскольку понятие интеллекта не имеет точного определения, то обозначим, что интеллект отражает способности человека к познанию, пониманию и мышлению. Такую конструкцию (на содержательном уровне) мы и примем в качестве рабочей гипотезы.

Человеку доступны различные способы мышления в силу того, что полушария нашего головного мозга функционально различаются и доминирование одной из частей определяет стратегию мышления – абстрактно-логического или наглядно-образного.[2]

Основным инструментом исследования когнитивных способностей человека является инструмент тестирования. Тесты, как модели отдельных когнитивных свойств, важных в профессиональной деятельности человека, вполне успешно используются как в исследовательских целях, так и при решении практических задач.

Существует несколько популярных тестов по определению коэффициента интеллекта(IQ), рассмотрим несколько из них.

Например, тесты Ганса Юргена Айзенка, предназначенные для людей в возрастной группе от 18 до 60 лет. Они представленные в виде 8 тестов, 5 из которых довольно похожи между собой и дают общую оценку интеллекта человека при условии, что будет четкое следование инструкциям. Также имеются три специализированных теста.

Чем же хорош метод определения уровня интеллекта, предложенный Айзенком? Дело в том, что благодаря существованию нескольких способов тестирования можно выровнять шансы на уровне определения интеллекта у разных типов личностей. Таким образом, например, человек, который достаточно хорошо решает арифметические задачи, но словесные задания даются ему с трудом, не имеет преимуществ перед тем, кто, наоборот, с легкостью справляется со словесными тестами. То есть, в тестах разные типы задач используются в равной доле. Так, достаточно известный психолог внес большой вклад в исследование и изучение интеллектуальных способностей человека. Разработанные Айзенком тесты сегодня широко применяются для определения уровня IQ.

Также рассмотрим тест структуры интеллекта принадлежащий Рудольфу Амтхауэру. Его групповой тест предназначен для оценки структуры интеллекта лиц в возрасте от 13 до 61 года. Автор включил задания на диагностику следующих компонентов интеллекта: вербального, счетно-математического, пространственного, мнемического. Интеллект понимался Амтхауэром как субструктуру в структуре личности человека, как структурированную целостность умственных способностей человека, которые реализуются в достижениях. Отдельные способности взаимосвязаны, имеют определенную структуру и их нельзя понимать как изолированные элементы. Методика выполнения теста структуры интеллекта состоит из девяти разделов по 16-20 заданий в каждом. Описание заданий и образцы решений даются в инструкциях, помещенных перед каждым разделом. На основании тестирования интеллекта можно отметить определенные физико-математические и естественно-научные способности испытуемого, возможна реализация в технической сфере. Для более точной профессиональной ориентации следует рассмотреть интересы испытуемого.

Мы сформулировали понятие интеллекта и рассмотрели несколько основных способов оценки интеллекта. Но как же высокий уровень интеллекта отображается на привычках, поведении и психологии человека?

Например, находить и видеть ассоциации и связи в неочевидных местах, что для других людей может представиться сложным или занять значительно дольше времени. К примеру, люди с достаточно высоким коэффициентом интеллекта могут быстро определить, что общего между арбузом и блюдом сашими (ягода и блюдо употребляется в сыром и холодном виде). Способность видеть и находить параллели и общие схемы неразрывно связано с интеллектом, и сюда же относится креативность как способность представить нечто старое с новой стороны.

Также люди с высоким уровнем интеллекта проявляют большую любознательность. К примеру, Альберт Эйнштейн говорил о себе, что он не слишком одарен, но зато весьма любопытен. Чаще всего «обычные» люди принимают «обычные» вещи как должное или вовсе не обращают на них внимание, в то время интеллектуалы могут ровно этими же вещами восхищаться и задаваться вопросами как это сделано или как оно работает.

Определенное место занимает следующая черта — легкая и быстрая адаптация. Интеллект неразрывно связан со способностью изменять и подстраивать свое поведение, для возможности действовать в сложившейся ситуации наиболее эффективно.

Также индивиды с высоким уровнем интеллекта обладают умением концентрироваться на мелких деталях. Это подтвердило небольшое исследование, проведенное в 2013 году. В ходе экспериментов оказалось, что людям с высоким IQ (коэффициентом интеллекта) сложнее заметить, как на большом изображении медленно меняется фон — потому что они концентрируются на более мелких деталях.

Перечисленные выше черты позволяют индивидам с интеллектом выше среднего считаться перспективными сотрудниками, поскольку они могут быстро сориентироваться в сложной ситуации и принять необходимые решения, хорошо держат концентрацию на определенных задачах , могут предложить нестандартное решение для обычной ситуации/проблеме.

Список литературы

  1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2001. – 688 с. – (Серия «Мастера психологии»).
  2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 368 с.: (Серия «Мастера психологии»).
  3. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности – СПБ: Издательство «Питер», 2000. – 560 с. – (Серия «Практикум по психологии»).
  4. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – 592 с. – (Серия «Учебник нового века»).
  5. Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002. – 688 с.

Приложение

Приложение 1. Ответы испытуемой на задания теста Р.Амтхауэра

IВопрос12345678910
Ответгвддвагбдв
Вопрос11121314151617181920
Ответадбагавгба
IIВопрос21222324252627282930
Ответдбагбгвгвг
Вопрос31323334353637383940
Ответггавгаагбг
IIIВопрос41424344454647484950
Ответвдбдвгбвбг
Вопрос51525354555657585960
Ответвббвгдввбг
IVВопрос6162
Ответфрукты — ягодывредно для организма
Вопрос6364
Ответизмерительные приборычасти лица
Вопрос6566
Ответотражениепроизведения искусства
Вопрос6768
Ответстепень громкостизародыши
Вопрос6970
Ответсимволырыбы
Вопрос7172
Ответпотребностиживые организмы
Вопрос7374
Ответорудия трудастепени сравнения
Вопрос7576
Ответрелигиозные санкцииодобрение-неодобрение
VВопрос77787980818283848586
Ответ85630235243660355072090
Вопрос87888990919293949596
Ответ52,5945601626365424
VIВопрос979899100101102103104105106
Ответ272625166231517812
Вопрос107108109110111112113114115116
Ответ213429127115176314
VIIВопрос117118119120121122123124125126
Ответбгввдваааб
Вопрос127128129130131132133134135136
Ответагдгвдггбд
VIIIВопрос137138139140141142143144145146
Ответдгдагабдаг
Вопрос147148149150151152153154155156
Ответгбдддгдадд
IXВопрос157158159160161162163164165166
Ответ4532512
Вопрос167168169170171172173174175176
Ответ33415

Приложение 2. Ответы испытуемой на задания теста Равена

AВопрос123456789101112
Ответ451263621341
BВопрос131415161718192021222324
Ответ261213564346
CВопрос252627282930313233343536
Ответ823874517612
DВопрос373839404142434445464748
Ответ343786441256
EВопрос495051525354555657585960
Ответ765215153215
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]