Эмоционально — волевые нарушения у детей и подростков, психологическое сопровождение
автор: Бехтерева Наталья Владимировна
Педагог — психолог Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Новоуральская школа № 2, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
Эмоционально — волевые нарушения у детей и подростков, психологическое сопровождение
ЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ
У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ,
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Бехтерева Наталья Владимировна
педагог – психолог
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Новоуральская школа № 2, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
В наше время все чаще можно встретить семьи, в которых дети не просто не хотят учиться, а вообще по несколько месяцев не посещают школу. Актуальность проблемы охватывает не только одну семью, но и общество в целом.
«
Мотивация – это психофизиологический процесс, который под действием внешних или внутренних факторов, стимулирует у людей желание заниматься той или иной деятельностью».
Мотивация бывает внутренней и внешней.
О внутренней мотивации можно говорить тогда, когда человек что-то делает просто ради удовольствия, интереса, достижения цели.
При внешней мотивации деятельность направлена на достижение каких-то целей. При этом они могут быть не связаны напрямую с характером этой деятельности — так, ребенок может ходить в школу не потому, что хочет учиться, а чтобы не ругали родители (принуждение и угроза наказания), за награждение, или для общения с друзьями. Внешняя мотивация – это стимулы, которые приходят к нам от других людей или обстоятельств. Что касается детей, то внешней мотивацией для них часто является принуждение со стороны взрослого. То есть, ребенок берется за учебу только потому, что его заставили, запугали, а вовсе не потому, что привили интерес к познанию нового. Развитие эмоциональной волевой сферы протекают параллельно с формированием мотивации и потребностей ребенка, и является одним из важнейших условий становления личности ребенка. Развитию эмоциональной сферы способствуют семья, школа, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка. Эмоционально-волевая сфера признана первичной формой психической жизни, «центральным звеном» в психическом развитии личности.
В процессе взросления, перед ребёнком возникают проблемы, которые ему приходится решать с разной степенью самостоятельности. Отношение к проблеме или ситуации вызывает определённый эмоциональный отклик, а попытки воздействия на проблему – дополнительные эмоции. Для правильного эмоционально-волевого развития ребёнка является возрастающее умение контролировать проявление эмоций.
Основными причинами нарушений являются:
- перенесённые стрессы;
- отставание в интеллектуальном развитии;
- недостаточность эмоциональных контактов с близкими взрослыми;
- социально-бытовые причины (асоциальные семьи);
- фильмы и компьютерные игры, не предназначенные для его возраста;
- ряд других причин, вызывающих у ребёнка внутренний дискомфорт и чувство неполноценности.
Нарушения в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка имеют характерные особенности возрастных проявлений.
В дошкольном возрасте наблюдается, чрезмерная агрессивность или пассивность, плаксивость, «застревание» на определённой эмоции, неумение следовать нормам и правилам поведения, недостаточное развитие самостоятельности.
В школьном возрасте эти отклонения, наряду с перечисленными, могут сочетаться с неуверенностью в себе, нарушением социального взаимодействия, снижением целеустремлённости, неадекватностью самооценки.
Основные внешние проявления выглядят следующим образом:
- Эмоциональная напряжённость. При повышенной эмоциональной напряжённости, могут быть выражены затруднения в организации умственной деятельности, снижение игровой активности, характерной для конкретного возраста.
- Быстрое психическое утомление ребёнка по сравнению со сверстниками или с более ранним поведением выражается в том, что ребёнку сложно сосредотачиваться, он может демонстрировать явное негативное отношения к ситуациям, где необходимо проявление мыслительных, интеллектуальных качеств.
- Повышенная тревожность, может выражаться в избегании социальных контактов, снижении стремления к общению.
- Агрессивность. Проявления могут быть в виде демонстративного неповиновения взрослым, физической агрессии и вербальной агрессии. Также его агрессия может быть направлена на самого себя, он может причинять боль себе. Ребёнок становится непослушными и с большим трудом поддаётся воспитательным воздействиям взрослых.
- Отсутствие эмпатии. При нарушениях эмоционально-волевой сферы, как правило, сопровождается повышенной тревожностью. Неспособность к эмпатии также может являться тревожным признаком психического расстройства или задержки интеллектуального развития.
- Неготовность и нежелание преодолевать трудности. Ребёнок вялый, с неудовольствием контактирует со взрослыми. Крайние проявления в поведении, могут выглядеть как полное игнорирование родителей или других взрослых — в определённых ситуациях ребёнок может сделать вид, что не слышит взрослого.
- Низкая мотивация к успеху. Характерным признаком низкой мотивации к успеху является стремление избегать гипотетических неудач, поэтому ребёнок с неудовольствием берётся за новые задания, старается избежать ситуаций, где есть даже малейшие сомнения в результате. Очень сложно уговорить его попробовать что-либо сделать. Частым ответом в этой ситуации является: «не получится», «не умею». Родители это ошибочно могут истолковывать как проявления лени.
- Выраженное недоверие к окружающим. Может проявляться как враждебность, зачастую сопряжённая плаксивостью, дети школьного возраста могут проявлять это как чрезмерную критичность к высказываниям и поступкам, как сверстников, так и окружающих взрослых.
- Чрезмерная импульсивность ребёнка, как правило, выражается в слабом самоконтроле и недостаточной осознанности своих действий.
- Избегание близких контактов с окружающими людьми. Ребёнок может отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение, дерзостью.
В настоящее время отмечается рост эмоционально – волевых расстройств.
Несформированность эмоционально-волевой сферы может проявляться на разных уровнях:
- Поведенческом – в виде инфантильных черт личности, негативного самопредъявления, нарушения умения управлять своими эмоциями и адекватно выражать их;
- Социальном – в виде нарушений эмоциональных контактов, низкого уровня сформированности мотивов установления и сохранения положительных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, дезадаптации;
- Коммуникативном – в виде несформированности умений устанавливать и поддерживать конструктивный уровень общения, понимать и адекватно оценивать сообразно ситуации состояние и чувства собеседника;
- Интеллектуальном – в виде неумения различать и определять эмоции и эмоциональные состояния людей, трудностей в понимании условности (неочевидного смысла) ситуации, трудностей в понимании взаимоотношений между людьми, сниженного уровня развития высших эмоций и интеллектуальных чувств (чувства прекрасного, радость познания и открытия, чувство юмора), а в целом в снижении социального интеллекта и компетентности.
Эмоционально – волевые расстройства бывают двух типов:
- Импульсивный тип. Ребенок начинает совершать неожиданные и необдуманные поступки, которые нельзя назвать разумными только из-за испытываемых им эмоций. Плохо реагирует на критику, на любые замечания проявляют агрессию. Характерно для людей страдающих психопатией.
- Пограничный тип. Он часто проявляется в подростковом возрасте, выражается такое расстройство в том, что человек чрезмерно бурно реагирует на любые жизненные ситуации, начинает гиперболизировать собственные неудачи, тяжело переносят стрессы. Нередко результатом подобной неустойчивости становится употребление наркотиков и алкоголя, суициду и нарушениям закона.
Причины возникновения:
-Психологическая травма (хронические стрессы, длительное эмоциональное напряжение);
— Гипер или гипоопека со стороны близких (особенно в подростковом возрасте);
— Психастения;
— Нарушение гормонального фона (гормональный дисбаланс);
— Острая нехватка полезных веществ (витаминов, минералов).
Эмоциональная несформированность (неустойчивость) может сопутствовать и некоторым соматическим заболеваниям (сахарный диабет, сосудистые и органические заболевания головного мозга, черепно-мозговые травмы).
Наиболее яркими проявлениями расстройства эмоциональной сферы являются депрессивный и маниакальный синдромы.
При депрессивном синдроме можно наблюдать три основных признака у детей и подростков:
- Гипотомия (снижением настроения).
Ребенок постоянно тоскует, ощущает подавленность и печаль,
проявляет реакции на радостные и другие события.
- Ассоциативная заторможенность (мыслительная заторможенность).
В ее легких проявлениях выражается в виде замедления односложной речи и долгим обдумыванием ответа. Тяжелое течение характеризуется неспособностью осмысления заданных вопросов и решения ряда простейших логических задач.
- Двигательная заторможенность.
Двигательная заторможенность проявляется в виде скованности и медлительности движений. При тяжелом течении депрессии существует риск возникновения депрессивного ступора (состояние полной подавленности).
При маниакальном синдроме, так можно наблюдать три основных признака:
- Повышенное настроение по гипертимии (постоянный оптимизм, пренебрежения к трудностям);
- Психическая возбудимость в виде ускоренных мыслительных процессов и речи (тахипсия);
- Двигательное возбуждение.
Нарушение эмоционально – волевой сферы у детей и подростков необходимо лечить комплексно, учитывая психологическую и физиологическую симптоматику.
Школьный психолог проводит комплексную психодиагностику обучающегося (используются методики и тесты для оценки развития и психологического состояния ребёнка с учётом его возрастных особенностей: арт- терапевтические методики, цветовой тест Люшера, шкала тревожности Бэка, опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН), тест школьной тревожности Филипса).
Коррекция дисгармоний в развитии личности ребенка, научить правильно, реагировать при возникновении стрессовых ситуаций и контролировать свои чувства, научить детей справляться с жизненными трудностями, преодолевать барьеры в общении, снять психологическое напряжение, создать возможность для самовыражения.
Консультативная работа с родителями или лицами их заменяющими, с ребенком.
Врач – невропатолог (поможет лечить неврологические нарушения, проводится диагностика, назначение медикаментозной терапии, для формирования динамического равновесия и определенного запаса прочности ЦНС).
В том числе и другие специалисты узкого профиля (врач – эндокринолог, врач – психиатр).
Комплексное и своевременное лечение у детей и подростков помогают полностью устранить симптомы заболевания. Именно поэтому основная роль отводится именно родителям.
Анализируя опыт врачей, психологов, педагогов, можно дать следующие рекомендации по работе с эмоционально – волевой сферой у детей и подростков:
- Создать ребенку четкий режим дня. Это помогает стабилизировать работу его неуравновешенной нервной системы.
- Внимательно следите за нагрузкой в жизни ребенка. При первых признаках неврологического неблагополучия – необходима консультация врача – невропатолога.
- Обязательно необходима посильная физическая нагрузка, она снижает психическое напряжение (спортивные секции, «Спорт – час»).
- При психологических проблемах в семье – необходима консультация школьного психолога.
- По возможности, обеспечьте ребенку посещение детского психолога, для коррекции эмоционального нарушения применяются различные направления (арт – терапия, игротерапия, сказкотерапия, этнофункциональная психотерапия, упражнения на релаксацию).
Профилактика эмоциональных состояний у детей и подростков в образовательном учреждении следующая:
— Знание семейной обстановки и предрасположенность ребенка к невротическим реакциям.
— Благожелательная атмосфера на уроке, смягчение эмоционального дискомфорта (педагог должен постоянно подкреплять успех ребенка, стимулировать его к выполнению деятельности подсказками, одобрениями, похвалой, постоянной констатацией успеха).
— Повышение активности и самостоятельности у учащихся.
-Коррекция самооценки, уровня сознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
— Выбор правильного стиля общения.
-Вовлечение в активные творческие формы деятельности (содержательная оценка ее результатов, всяческое подчеркивание достижений и ряд других средств должны способствовать повышению успеваемости детей с неврозами).
— Повышение самоконтроля педагога.
— Двигательная разгрузка детей, уроки физической культуры.
Литература:
- Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. М., Скрипторий, 2002.- 432с.
- Бенилова С. Ю. Особые дети – особое общение // Ж. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2006. – № 2.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400с.
- Годовникова Л. В. Основы коррекционно-развивающей работы в массовой школе: Учеб. пособие / Под науч. ред. И. Ф. Исаева. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. – 201 с.
- Роженко А. Коррекция эмоционально-волевой сферы ребенка// Социальное обеспечение, 2005 — №3 февраль — с.16-17.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2000.
Эмоционально — волевые нарушения у детей и подростков, психологическое сопровождение
Эмоционально-волевая сфера личности
Говоря об эмоционально-волевой сфере личности, было бы правильно изучить по отдельность волевую и эмоциональную сферу, а также проследить их взаимосвязь. Рассмотрим далее волю как психический процесс. Как и все, что касается психики, стоит подойти к изучению данного понятия с разных сторон, далее приведу далее пару определений понятия.
Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. (Селиванова, Иванников, Платонов)
Воля – это форма психического отражения, где отражаемым является цель, способы ее достижения, а также проблемы[47].
С появлением социальных общностей, возникшем в них трудовой деятельности как мы это осознаем сейчас, появилось и качество сознания и деятельности — воля — это важный компонент психики человека, связанный с эмоциями и познавательной деятельностью. Множество ученых использовали термин “регуляция” при изучении такого понятия, как воля, из чего следует предположение о том, что эти процессы достаточно близки.
И.М. Сеченов неоднократно подчеркивал в качестве главной особенности воли регулирование поведения. «Воля не есть какой- то безличный агент, распоряжающийся только движением, — это и деятельная сторона разума и морального чувства, управляющая движением во имя того или другого и часто наперекор даже чувству самосохранения»[45]. Волевая регуляция представляет собой побудительную функцию, человек сознательно делается выбор, контролирует поведение.В.К. Калин рассматривает особенности воли в регулировке человеком собственных психических процессов и перенесении цели волевых действий с объекта на состояние самого субъекта.Главная задача, по его мнению, состоит в том, чтобы обеспечить человеку овладение собственным поведением и психическими функциями. Волевое регулирование и саморегуляция таким образом, как понятия тесно связаны между собой. Элементом управления у индивида является эмоции и воля, считает Е.П. Ильин.
Когда речь заходит о волевых свойствах личности (волевые качества личности), говорят про специфику волевой активности индивида, которые помогают справляться с внешними и внутренними преградами и проблемами, а иногда даже выражается как устойчивые личностные черты. Волевые качества — это особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности[9].
В научном труде Б. Ф. Ломова «Человек и техника» рассматривается вопрос устройства устойчивости, заостряет внимание не только на возможности психической регуляции, но и на необходимость сознательной регуляции трудовых действий. При этом высокую надежность человеческого мозга он предлагает искать в специфике его отражательных и регулятивных функций. Именно механизмы психической регуляции определяются Б. Ф. Ломовым в качестве основы проблемы надежности. В соответствии с такой постановкой вопроса надежность эмоциональных состояний обеспечивается регулятивными механизмами психики, а также компетентностью, выраженной в способности к эмоционально-волевой саморегуляции. Это позволяет субъекту когнитивно оценить эмоциональные сигналы и создать волевое усилие, направленное на конструктивное преодоление отрицательной среды.
Эмоции, которые индивид испытывает в данный момент подавляются в волевом акте, таким образом властвуя над собственными эмоциями, поведением и своими ответными реакциями на ситуации. Величина и мощность данной власти обусловлено психорегуляционными качествами. Воля также выступает в качестве осознанной регуляция жизнедеятельности, а движет этим чувство социально ответственного поведения. В структуре волевых качеств выделяют следующие компоненты:
● Мотивационный;
● Моральный;
● Психофизиологический;
● Специфические горизонтальную и вертикальную структуры;
● Гностический;
● Операционный.
Дело в том, что воля есть саморегуляции, представляя собой субъективное отражения действительности. Для того, чтобы лучше понимать, что есть воля, как психический процесс, далее рассмотрим какие функции выполняет:
● Побудительная функция;
● Тормозная функция;
● Регулирующая функция;
● Развивающая функция.
Волевая деятельность связана с равновесием возбуждения и торможения. Если немного углубиться в психофизиологию, то отметим, что механизм волевого действия работает на основе первой и второй сигнальных систем.
Говоря о воле, стоит упомянуть про взаимосвязь с потребностями, например, С. Л. Рубинштейн считает, что волевое действие связано с потребностями, но не вытекает из них непосредственно. Здесь важна способность к рефлексии, понимания собственных сил и конечного результата действия. Сохраняется важность и мотивации, с помощью которой индивид достигает своих целей, то есть осознаваемых потребностей. Сам путь преодоления цели, его субъективная сложность зависит от личностных характеристик. У воли, как психического процесса, есть свои качественные показатели: сила, устойчивость и широта.
● Сила воли — степень возбуждения волевого усилия.
● Устойчивость воли — постоянство проявления в однотипных ситуациях.
● Широта воли — количество видов деятельности (спорт, учеба, работа и т.п.), в которых проявляется воля.
Волевая активность имеет сложную психологическую структуру, а также имеет к объективной и субъективной обстановке ситуации и саморегуляции индивида. Действие волевой активности происходит по-простому и сложному сценарию.Простой волевой акт характеризуется неосознанным переходом к непосредственному действию достижения цели, а вот в сложном проходит определенные осознаваемые этапы:
1. Возникновение побуждения и предварительная постановка цели
2. Стадия обсуждения и «борьба мотивов» как столкновение в процессе выбора того или иного действия противоречивых тенденций, желаний, побуждений.
3. Принятие решения относительно выбора того или иного варианта поведения — это своего рода фаза «разрешения» борьбы мотивов. На данном этапе возникает либо чувство облегчения, связанное с разрешением ситуации и снятием напряжения, либо состояние беспокойства, связанного с неуверенностью в правильности принятого решения;
4. Исполнения реализация принятого решения, воплощение того или иного варианта действий в своем поведении (деятельности).
Согласно теории И.П. Павлова, только человек обладает возможностями волевого торможения своей деятельности. В данном случае термин торможение рассматривается как более сложное волевое усилие, чем активизация. Если человек может мобилизовать свои физические и моральные силы на борьбу с трудностями, то он обладает высокоразвитой, сильной волей. Сила или недостаточность отдельных волевых качеств личности и определяют своеобразие его волевой регуляции, что в свою очередь определяет качество адаптации личности в обществе и продуктивность ее поведения и деятельности. В результате волевого усилия удается затормозить действие одних и максимально усилить действие других мотивов. А такая необходимость волевых усилий возрастает в сложных ситуациях и во многом зависит от противоречивости внутреннего мира самого человека. Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность. Все эти навыки в дальнейшем облегчают осознанные усилияв процессе трудовой деятельности, ибо умение себя организовать благоприятно влияет во время рабочего процесса.
Как уже упоминалось ранее, воля не является изолированным свойством психики человека, ровно как с потребностями, воля связана с мотивами.Такой психолог как Ю.Ю. Палайма, исследовавший мотивацию спортивной деятельности, считает, что сила воли есть сила мотива и что индивид имеющий сильную волю это тот, кто имеет высокую мотивацию для достижения определенной цели. Здесь еще стоит учитывать тот факт, что есть более сильные мотивы, то есть конкурирующие, а значит, нужно иметь не только сильную волю и мотивацию, но еще и устойчивость волевых функций, и осознанное понимание важности потребности[29]. Человек в своей трудовой деятельности подавляет одни свои мотивы и ради того, чтобы иметь возможность претворить в жизнь другие. Можно сказать, что воля заключается в способности действовать в соответствии с целью, подавляя непосредственные желания и стремления.
Элементы мышления и воли в процессе сознательной саморегуляции выполняют важную контролирующую функцию, которой Е.П. Ильин отводил значимое место в анализе психических механизмов воли. Иначе говоря, эмоциональная регуляция — бессознательная функция психики. И только в совокупности с механизмами воли и мышления психические эмоциональные процессы могут контролироваться, самоорганизовываться, управляться и регулироваться.
Волевые процессы формируются прижизненно, в ходе целенаправленного воспитания. Воля непосредственным образом связана с эмоциями. Некоторые ученые высказывая свое мнение об эмоциях говорят, как об организующих, мотивирующих и обосновывающих человеческое поведение. Но также имеет место быть и противоположное мнение о том, что поведение индивида дезорганизуется эмоциями, и отсюда вытекает предположение о появлениях из-за эмоций психосоматических болезней.
Эмоциональные состояния — состояния, вызванные переживанием человека его отношения к внешнему миру и самому себе и характеризуемые изменениями количественных и качественных параметров ответов на сигналы внешней среды. тесно связаны с индивидуальной семантической.
Эмоция — психический процесс средней продолжительности, отражающийсубъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру.
Эмоции характеризуются тремя компонентами: переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции; процессами, происходящими внервной,эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма; наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице. Всё, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас определенное отношение. Своеобразная окраска ощущений, характеризующая наше отношение к отдельным качествам предмета, называется чувственным тоном ощущений. Эмоциональные реакции представляют собой врожденные формы реагирования, необходимые для адаптации в агрессивной природной среде.
Если говорить о структуре эмоциональных процессов, то здесь идет речь об отражении переживаний индивида, связанными с познавательным процессом, а также об их состоянии организма на данный момент. Эмоции также связаны с потребностями. Главное здесь то, что они характеризуют потребности человека и те предметы, на которые они направлены, и это то, благодаря чему в процессе эволюции эмоциональные ощущения и состояния биологически закрепились как способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах.
То, каким образом человек проявляет эмоции зависит во многом от конкретной ситуации и от конкретной личности. Выражение эмоций различаются и по продолжительности: от кратковременной обратной связи на обстоятельства, да дительных, устоявшихся реакций, в данном случае речь идет об эмоциональных свойствах личности. Сейчас для более полного понимания природы эмоций, стоит отдельно отметить, какие функции они выполняют:
● Организующая функция (организация некоторой деятельности, на которую отвлекаются силы и внимание, что может помешать параллельно осуществляемой деятельности). Также эмоции выполняют дезорганизующую функцию (состояние аффекта).
● Оценочная функция (эмоции отражают в форме непосредственного переживания значимость или смысл каких-либо явлений и ситуаций, состояний организма и внешних воздействий, а также служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленного на удовлетворение тех потребностей, которые являются актуальными в данный момент).
● Регуляторная функция (способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем те воздействия и удавшиеся — неудавшиеся действия, которые их возбудили).
● Предвосхищающая функция (прогнозирование, предвосхищение дальнейшего развития событий).
● Экспрессивно-коммуникативная функция (способность вызывать и испытывать сочувствие, сострадание, разделять чувства других людей).
● Мотивационная функция (способность эмоций побуждать человека к действиям).
● Активационная функция (обеспечение оптимального уровня возбуждения центральной нервной системы).
Анализируя историю изучаемого вопроса, я решила обратиться к ученым с разными подходами и взглядами. Начну с У. Мак-Дугалл, который рассматривал в своей теории эмоцию, как аффективный аспект инстинктивного процесса, рудимент. Схожей позиции придерживался Ч. Дарвин. В своей книге «Выражение эмоций у человека и животных» (1872) он доказал, что во внешнем выражении эмоциональных отношений у человека и животных много общего.
Эмоциональные состояния влияют на соматические и физиологические функции организма человека, ибо любая эмоция индивида меняет его гомеостаз в тем или иным образом. В том, что именно в этих физиологических изменениях и есть смысл эмоций, говорил филолог и психолог У. Джемс. В дальнейшем при изучении эмоций было выявлено, что, если убрать все физиологических проявлений, сами переживания индивида проявляются в полной мере. Исходя из этого можно заключить, что более важным в эмоциях непосредственно психологическая составляющая, потому что сильнее влияет на поведение человека.
Зачастую происходят различные жизненные неурядицы и когда у человека случается эмоциональная перегрузка, что может быть поводом для появления стрессовой ситуации.
Стресс — неспецифическая реакция организма на психологическое или физическое воздействие, нарушающая его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма.
Это эмоциональное состояние, которое проявляется у человека, как нормальная реакция (бороться или бежать) на ненормальное обстоятельство. Стресс приводит к дезорганизации деятельности человека, к нарушению обычного протеканию его жизни, его поведения. Частые и длительные стрессы приводят к расстройствам как психологического состояния, так и физического здоровья человека. Они являются главными причинами развития многих сердечнососудистых и желудочно-кишечных заболеваний человека. В определение стресса положена категория психического состояния, которое возникает как ответная реакция на различные запредельные воздействия на организм, это интегральная ответная реакция как организма, так и личности на эти запредельные воздействия и чрезмерную нагрузку.Но здесь нужно уточнить, что повторяющемся воздействии может стать причиной появление иммунитета к подобному воздействию. А также значительным фактом является предсказуемость воздействия. Стресс может усилиться или ослабиться в зависимости от того, как человек собирается справится с ним. Стрессогенное событие, по мнению Г. Селье, это то непосредственное событие, которое вызывает стресс; это та ситуация, при которой действующие нагрузки превышают и не соответствуют адаптивным возможностям. Ситуация, при этом, может иметь субъективную и объективную оценку (так, когда нарастают субъективные ощущения стресса, может происходить изменение обстоятельств, при которых они и действительно могут оцениваться как стрессогенные).
Не менее важным является изучение такого состояния, как тревога, что находится рядом со стрессом. Итак, тревога, по мнению Н.Д. Левитова, является психическим состоянием, которое выражается в глубоком переживании страха того, что покой может быть нарушен и что возможны неприятности, что, в свою очередь, может, привести к задержке желаемого и приятного[25]. Тревога иногда рассматривается как особая форма адаптации в период стресса, в острой и хронической форме. Хотя тревога скорее является не столько формой психической адаптации, сколько мерой активизации адаптивных механизмов. Рассуждая об этом стоит отметить, что тревога играет роль охраны и мотивации. Интенсивность проявления эмоциональной тревожности зависит в большей мере от личных особенностей субъекта, нежели от реальной значимости угрозы.Непосредственно то направление исследований, которое выделило личностные факторы, и разделило тревогу на черту личности и актуальную тревогу. Где черта личности обусловливает готовность к реакциям тревоги, а актуальная тревога, которая входит, в настоящее время, как структурный элемент психического состояния. Тревога является основой любого (адаптивного и неадаптивного) изменения поведения и психического состояния субъекта.
Самым выявленной формой тревоги — состояние паники, которая может рассматриваться как стадия тревоги, характеризующаяся полной дезорганизацией поведения человека. Паника бывает кратковременной, достаточно длительную, длительностью до нескольких часов, пролонгированную — длиться от нескольких дней до нескольких недель[20].
Таким образом можно заключить, что эмоции появились как приспособление к многообразию жизненных ситуаций, здесь скорее можно говорить про адаптацию. Эмоции в свою очередь тесно взаимосвязаны с волей, контролируются и регулируются волевыми усилиями осознанного и неосознанного характера. Приобретая жизненный опыт, человек приобретает навыки, помогающие контролировать эмоциональное поведение, вырабатывает иммунитет к стрессовым ситуациям.