Волевые процессы, состояния, действия, усилия

Одной из составляющих человеческого характера является воля, которая в той или иной степени присутствует у каждого человека.

Волей принято считать черту характера, при помощи которой человек способен преодолевать жизненные сложности, принимать решения и воплощать их в жизнь, вести правильный и надлежащий образ жизни.

Данная черта характера не относится к разряду врожденных, каждый человек самостоятельно воспитывает и развивает силу воли, поэтому, она проявляется у людей не в равной степени. Например, у одного индивида может быть более сильный и волевой характер, нежели у другого.

Что такое самовоспитание? Узнайте об этом из нашей статьи.

Характеристика основных понятий

Данная сфера характера включает в себя несколько понятий.

Это волевой акт, усилие и деятельность, направленные на достижение определенной цели.

Все эти понятия имеют одну общую черту , необходимость прикладывать усилия для преодоления жизненных препятствий и достижения желаемого результата.

Однако, эти понятия являются различными, поэтому, имеет смысл рассмотреть каждое из них в отдельности.

Акт

Это сложный и многоступенчатый процесс, включающий в себя несколько действий, таких как желание или намерение добиться того или иного эффекта, мотивация, побуждающая человека на совершение необходимых действий, осознание необходимости добиться желаемого результата, выбор способов реализации своего намерения и контроль над выполнением действий, необходимых для достижения поставленных целей.

Такой акт характеризуется следующими признаками:

  1. Необходимость прикладывать определенные усилия для достижения поставленной цели.
  2. Наличие плана, включающего в себя различные аспекты и результативную деятельность.
  3. Выполнение плана и пунктов, входящих в его состав, не доставляет человеку какого-либо удовольствия или приятных эмоций.
  4. Направления усилий не только на преодоление препятствий и возникающих преград на пути к цели, но и на борьбу с самим собой, например, с собственной ленью и нежеланием прикладывать усилия.

Действия

Данное понятие описывает совокупность мер, усилий, прикладываемых для получения желаемого эффекта.

Причем все они контролируются человеком на сознательном уровне, то есть индивид четко осознает, что конкретно и в какое время ему необходимо сделать, чтобы получить необходимый результат.

Подобная деятельность может совершаться человеком по собственному желанию, либо по заданию других людей.

Так, например, процесс получения знаний в учебном заведении часто является не собственной инициативой человека, а необходимостью, на которую ему указывают другие люди, в частности, родители.

Основным признаком данных мер является их осознанность и целенаправленность.

Хотя, практически любую деятельность можно считать связанной с волей, ведь в ней всегда присутствует момент осознанности, и она всегда направлена на достижение определенных последствий.

Например, человек испытывает голод, он осознает, что для его утоления ему необходимо совершить определенные движения (например, пойти в магазин за продуктами, приготовить еду).

Усилие

Волевым считается усилие, направленное на достижение тех или иных последствий.

Далеко не всегда человек может достичь необходимого ему результата сразу, в некоторых случаях, особенно, если речь идет о труднодостижимых целях, ему приходится преодолевать сложности и препятствия, возникающие на пути к желаемому эффекту.

И для этого индивид прикладывает те или иные усилия. Нередко, чтобы совершить какое-либо усилие, человек вынужден делать не одну, а несколько попыток, в этом случае придерживаться задуманного плана ему помогают именно волевые усилия.

Такие усилия всегда связаны с мотивацией.

Человеческая природа такова, что чтобы совершать какие-либо движения, индивид должен всегда знать, что за этим всегда следует награда, в частности, наступление желаемых последствий.

Это является мотивацией, позволяющей стремиться к заданному результату.

Условия, способствующие проявлению волевого усилия

Само представление о силе, по мнению Ф.Энгельса, возникает у человека потому, что он обладает средствами, необходимыми для выполнения движения. Средства эти могут, в известных пределах, быть приведены в действие нашей волей.

Представление волевых усилий как признак любого волевого действия, считая, что «следует резко отличать волевой процесс с его центральным фактором, волевым усилием , от более общего понятия психической активности, которое входит во все без исключения душевные процессы».

В целом ряде работ по психологии авторы по-разному характеризуют волевые усилия. Но почти все они отмечают их активный сознательный характер и связывают их проявление с преодолением препятствий различной степени трудности.

По мнению ряда авторов: А.Г.Ковалёв, В.А.Крутецкий, С.В.Корж, и др. проявление волевых усилий связывают с сознательной мобилизацией возможностей человека (актуализацией психофизиологических ресурсов организма). Волевые усилия рассматриваются в основном лишь как фактор, обусловливающий реализацию возможностей человека в физических видах деятельности, упуская при этом анализ их организующей, регулирующей функции. А также другие психологи А.П.Колиснык, А.С.Зобов, Н.Е.Малков считают, что проявление волевых усилий связывают с активной саморегуляцией личности в плане эффективного самоуправления, выбора оптимальных мотивов. При этом, анализируя в основном лишь организующую функцию волевых усилий , они недооценивают их функцию мобилизации и реализации возможностей человека.

Следует считать наиболее верным то, что волевые усилия обусловливают эффективную саморегуляцию и мобилизацию возможностей человека.

Таким образом, можно предполагать, что волевые усилия — это резервный энергетический и высший регуляторный фактор в любой сфере деятельности человека, и в спорте в частности.

Волевые усилия не сводятся к силе потребностей и мотивов. Усилие как психическое напряжение при решении трудной задачи может быть непреднамеренным (в этом случае оно правомерно отождествляет с исходной или уже преобразованной мотивацией) и преднамеренным, т.е. сознательно направленным на усиление одних мотивов и ослабление других, на преодоление трудностей при исполнении действия. Это и есть волевое усилие , составляющее важнейший компонент воли человека.

Основной волевых усилий являются осознанные мотивы выполняемой деятельности, которые выполняют содержательную, направляющую, симулирующую функцию. Сами же волевые усилия выполняют организующую, управляющую, реализующую функцию. Осознанные мотивы не всегда обусловливают проявление волевых усилий . Это зависит от уровня развития у человека соответствующих волевых способностей и осознания необходимости выполнить определённую деятельность, связанную с преодолением трудностей. При этом важное значение имеют наличие соответствующих навыков практической деятельности, развитие способности к самостимулированию с применением различных приёмов самовнушения, самоубеждения, самоприказов. Мотивационной детерминации волевых усилий благоприятствуют определённые эмоциональные состояния — уверенности, готовности, мобилизованности, возбуждения и др., возникающие на основе актуализации соответствующих мотивов достижения и притязаний личности.

В советской психологии имеется ряд работ, А.Н.Поварницын, Ю.Ю,Палайма, и др. раскрывающих положительное влияние сильной мотивации на эффективность выполнения различных действий человека. Но проблема влияния различной силы мотивации на эффективность волевых усилий, к сожалению, ещё не разработана. Учитывая, что навыки преодоления трудностей в привычных видах деятельности у человека обычно хорошо развиты, можно лишь предположить следующее: преодолении человеком трудностей, соответствующих основным трудностям его профессиональной деятельности, между силой мотивации и эффективностью волевых усилий может существовать прямая зависимость.

Таким образом, можно считать, что влияние мотивов на эффективность волевых усилий зависит от силы мотивации и значимости выполняемого действия. По Н.Ф.Добрынину, » усилия обуславливаются значимостью для личности принимаемого решения, проявляясь в волевых действиях. Степень волевого усилия поэтому зависит от степени трудности данного действия. Степень волевого усилия поэтому зависит от степени трудности данного действия, степени значимости его для личности в данное время». Поэтому о способности человека к проявлению волевых усилий следует судить на основании его способности реализовывать значимые мотивы.

Если считать, что воля является свойством личности, то можно ожидать зависимость волевых проявлений от индивидуальных особенностей человека, и в первую очередь от самосознания (от особенностей самооценки). Поэтому можно предположить, что проявление волевых усилий зависит от индивидуальных особенностей человека (темперамента, возраста, профессиональной направленности, уровня профессионального мастерства и т.д.), от адекватности его самооценки.

Свойства той или иной личности проявляются в её деятельности. Причём в зависимости от видов выполняемой деятельности одни и те же свойства могут проявляться по-разному. В связи с этим можно ожидать, что проявление волевых усилий зависит от особенностей выполняемой деятельности.

В психологии на сегодня почти не разработана концепция, характеризующая механизмы возникновения волевых усилий спортсменов и их функцию в общей структуре спортивной деятельности. Поэтому можно лишь предположить, что возникновение волевых усилий у спортсменов связано с осознанием необходимости успешного выполнения соревновательной деятельности, с повышенной активизацией их сознания, с применением различных приёмов самостимулирования (самоприказы, самоубеждение, самовнушение), способствующих организации и выполнению действий, направленных на преодоление трудностей.

Волевые усилия — это фактор, обеспечивающий управление психическими процессами в экстремальных условиях соревнований. Кроме того, волевые усилия поэтапно участвуют в организации (формировании) различных аспектов спортивной деятельности. На первом этапе организации такой деятельности волевые усилия способствуют активизации мотивационной сферы личности. Они, организуя активный анализ различных мотивов, способствуют выбору из них наиболее значимых и утверждению их в сознании. Волевые усилия дополнительно активизируют, усиливают значимые мотивы и на их основе формируют устойчивую мотивацию спортивной деятельности. В соответствии с этой мотивацией они участвуют в формировании динамической установки, которая в дальнейшем способствуем коррекции волевых действий.

Важную функцию при актуализации содержательных аспектов волевой мотивационной установки выполняет самооценка спортсмена. Волевые усилия , способствуя соотнесению мотивации, самооценки, установки, притязаний, возможностей, чувств и активизируя психические процессы (особенно внимание и мышление), обеспечивают постановку или выбор целей (для волевых действий характера постановка реально достижимых целей).

Постановка целей и их реализация связаны с проявлением соответствующих эмоций. Волевые усилия осуществляют над ними контроль и их необходимую регуляцию.

После постановки конкретных целей волевые усилия обеспечивают организацию наиболее сложных процессов планирования предстоящих соревнований, подбор наиболее эффективных тактических средств и методов и т.п. Перед тем как приступить к реализации намеченных целей, волевые усилия способствуют предварительной мобилизации, формируя волевую готовность к предстоящей экстремальной деятельности. Затем они организуют начало и выполнение этой деятельности, поддерживая необходимый уровень мобилизации и осуществляя соответствующий самоконтроль и коррекцию сложных операций волевых действий. В то же время при возникновении препятствий ( для их преодоления) волевые усилия осуществляют функцию стимуляции деятельности с помощью самоприказов, самоубеждения, самовнушения, постановки промежуточных целей.

В зависимости от специфики трудностей, препятствующих реализации той или иной цели в спорте, волевые усилия приобретают те или иные особенности. Так, можно предположить, что в процессе выполнения сложных интеллектуальных тактических действий волевые усилия направлены преимущественно на оптимизацию мотивационной сферы, на выбор из иерархической системы мотивов, целей, задач, решений, позиций, наиболее оптимальных и значимых в основном за счёт включения дополнительных регуляторных процессов. При выполнении физических волевых действий волевые усилия направлены преимущественно на реализацию значимых мотивов, целей, решений за счёт включения дополнительных мобилизационных процессов.

Для проявления волевых усилий необходима информация о ходе спортивной борьбы и состоянии организма спортсмена. На базе этой информации осуществляется волевой самоконтроль, характеризующийся постоянным сличением сложных аспектов волевых действий с выработанной программой и на основе этого сличения — осуществлением соответствующей коррекции. Волевые усилия , активизируя интеллектуальные процессы на анализ поступающей информации в соответствии с целями деятельности, способствуют формированию оптимальных алгоритмов и программ волевых действий. Планирование таких действий связано с максимальной актуализацией психических процессов, особенно мыслительных, творческих, а часто и интуитивных.

В целом проявление волевых усилий связано с высоким уровнем внимания. Адекватное быстрое переключение внимания — важное условие волевой регуляции. Для достижения высокого уровня волевой мобилизационной готовности необходимо устойчивое интенсивное внимание, способствующее возникновению необходимых образов и представлений, мысленному осуществлению предстоящих действий и благоприятствующие формированию соответствующих стенических эмоциональных состояний. Можно в определённой мере утверждать, что волевые усилия проявляются через внимание.

Развитие волевых усилий сопряжено также с формированием способности подчинять свои действия необходимости, с самовоспитанием высокого уровня самоконтроля. Высшая степень развития волевых усилий проявляется в возникновении потребности в волевой деятельности, в преодолении трудностей в спорте. Этому сопутствуют мотивы самоутверждения, самовыражения, самореализации, познания своих возможностей.

Для формирования волевых усилий не менее важно регулярное следование требованиям необходимости. Но это подчинение не должно быть всегда жёстким, ибо частое насилие над собой может привести к срыву воли. Чтобы этого не произошло, спортсмену необходимо научиться своевременно расслабляться, снимать напряжённость.

Но следует отметить, что в умении расслабиться, снять напряжённость проявляется своеобразная регуляторная сторона воли.

Высокий уровень развития способности к проявлению волевых усилий характеризуется оптимальной организацией основных сторон волевой спортивной деятельности. Для волевых действий в спорте характерны высокая эффективность, экономичность проявления психической и физической энергии. В таких действиях волевые усилия , как правило, не обеспечивают регуляцию всех её элементов, а лишь тех из них, выполнение которых требует сознательного напряжения, преодоления трудностей.

Для проявления волевых усилий важно сознательное предвидение спортсменом реальности достижения намеченных результатов. Волевые усилия лишь тогда достигают высокой эффективности, когда они подчинены целям различного уровня и значения. При этом перспективные цели (стать чемпионом Украины, Европы, мира и т.п.) определяют устойчивость проявления волевых усилий , а ближайшие цели (выполнить очередной разряд, норматив и т.д.) стимулируют их интенсивность. Сюда же помимо наличия целей и сильных осознанных мотивов необходимо отнести и наличие волевой установки, готовности к проявлению волевых усилий . Установка на проявление волевых усилий способствует необходимой коррекции волевых действий, поддержанию готовности к преодолению трудностей, способствует принятию оптимальных интуитивных решений в экстремальных условиях соревнований.

Волевая установка формируется на основе объективной оценки спортсменов своих возможностей адекватно требованиям предстоящих соревнований и в соответствии с её оценкой. Формированию волевой установки предшествует познавательно-прогностическая деятельность спортсмена с анализом эмоционально-ценностных отношений к спорту.

Важный фактор формирования установки на проявление волевых усилий является самовнушение. С его помощью спортсмен способен программировать своё сознание на проявление воли. Для осуществления волевого самовнушения необходимо достичь состояния уверенности в своих силах, сознательно актуализировать и усилить мотивацию достижения, представить намеченный результат, мысленно выполнить основные действия, повторить с помощью внутренней речи несколько раз необходимые установки.

Самовнушению предшествуют самоубеждение и самоприказы. Так, самоубеждение характеризует акт обоснования необходимости выполнения определённых произвольных ( волевых ) действий. Осуществляется самоубеждение на основе актуализации определённых намерений и стремлений. Оно способствует формированию необходимого уровня готовности к достижению намеченной цели. Потенциальное состояние волевой готовности переходит в волевые действия с помощью соответствующих самоприказов, т.е. прямой вербальной, жесткой самостимуляции усилий , соответствующей уровню трудностей интенсивности, основанной на осознании их необходимости.

Проявление волевых усилий — это момент наиболее активного деятельного состояния сознания, характеризующийся диалектическим единством побудительной и исполнительной сторон действия. Определяющим условием проявления волевых усилий является повышенная активность сознания.

В чем заключается волевое усилие?

Подобное понятие заключается в выполнении определенных намерений, направленных на преодоление препятствий и преград на пути к желаемому эффекту. Это сила воли , способность, которая формируется у человека на протяжении всей жизни.

На этот процесс оказывает влияние множество факторов, в частности, привычки, социальные условия проживания, восприятие окружающего мира (позитивное или негативное), скорость психических реакций (способность быстро принимать решения).

Человек обладает разумом, а значит, он понимает, что прилагать усилия необходимо только тогда, когда это действительно необходимо.

Это понимание считается своеобразным защитным механизмом, ограждающим индивида от выполнения бессмысленных дел, которые ни к чему не приведут.

А значит данный аспект имеет 2 важные особенности:

  1. Наличие цели, то есть необходимость действовать возникает только в том случае, когда человеку действительно необходимо добиться того или иного результата.
  2. Жизненные проблемы. Человек способен прикладывать волевые усилия не только по собственному желанию, но и для того, чтобы преодолеть возникающие жизненные неурядицы.

Есть ли место волевым усилиям при интегральном взаимодействии человека с группой:

Функции

Выделяют три функции, каждая из которых может сменять другую функцию по мере необходимости в процессе волевого акта.

  1. Инициирующая. Побуждает человека приступить к выполнению тех или иных стратегий, «,включить», определенный шаблон поведения или деятельности с целью преодоления барьеров.
  2. Стабилизирующая. Направлена на поддержание активности человека в период стагнации или появления новых помех на пути к цели.
  3. Ингибирующая. Направлена на торможении стимулов и мотивов, не связанных с основной целью и перебивающих собой основное желание достигнуть задуманного.

Отдельным блоком стоят генетическая, генеративная и продуктивная функция, через которые формируются волевые свойства личности.

Основные функции воли , схема:

Виды волевых действий

Деятельность, предполагающая наличие усилий воли, может быть простой или сложной.

Простое дело включает в себя лишь 2 составляющих элемента. Это постановка цели и ее достижение.

Подобная деятельность направлена на получение элементарных нужд, необходимых человеку ежедневно (например, утоление голода или жажды, соблюдение правил гигиены, приобретение тех или иных товаров и прочие моменты, с которыми индивид сталкивается в повседневной жизни).

Сложные дела более многообразны, включают в себя несколько факторов.

Это, прежде всего, постановка цели, ее осознание, подбор наиболее подходящих возможностей и методов ее достижения, развитие мотивации, побуждающей человека прикладывать усилия, борьба различных мотивов и расстановка приоритетов (например, если у человека имеется несколько сложных потребностей, одновременное удовлетворение которых невозможно, ему необходимо выбрать наиболее важную, приоритетную мотивацию, ведущую к достижению результата), принятие решения и совершение определенной деятельности вплоть до наступления желаемых последствий.

Кроме того, подобные меры могут быть самостоятельными, то есть когда человек сам желает совершать их, или вынужденными.

В этом случае побуждающим мотивом для выполнения той или иной деятельности являются тяжелые жизненные ситуации, препятствия, которые мешают индивиду наслаждаться своей жизнью.

Например, если человек попал в тяжелую материальную ситуацию, рано или поздно он осознает, что ему необходимо устроиться на более высокооплачиваемую работу. Это является его целью.

Также у человека имеется и мотивация , новая работа позволит ему улучшить свое материальное положение и достичь более высокого уровня жизни. Он начинает составлять план, позволяющий добиться желаемого результата.

После этого индивид воплощает свой план в жизнь, то есть начинает предпринимать конкретные меры (искать вакансии, ходить на собеседования, заниматься саморазвитием) до тех пор, пока не исполнит задуманное.

Этап обдумывания цели

Казалось бы, какие сложности могут возникать в этот период? Если имеется цель, то ее достижение реально при определенных обстоятельствах, а также если у человека имеется тренированная воля. Структура волевого действия, однако, неспроста включает в себя этот этап. Дело в том, что не всегда можно быстро оценить сложившуюся ситуацию и осознать, насколько достижимой является цель. Если физические и психологические возможности человека действительно не соответствуют этому уровню, тогда, возможно, большую важность будет иметь другая цель – не столь высокая, однако более значимая.

Этапы акта воли

Акт воли считается сложным процессом, осуществление которого предполагает последовательное прохождение нескольких этапов.

Крайними точками этого процесса принято считать постановку цели и ее достижение, но между этими процессами есть и несколько промежуточных пунктов.

К числу ступеней акта в психологии относят:

  1. Разработку конкретного плана, необходимого для получения результата.
  2. Развитие мотивации, выбор приоритетного мотива.
  3. Принятие решения о том, что желаемая цель действительно необходима человеку, и ради ее достижения он готов приложить усилия. На этом этапе человек испытывает различные эмоции, они могут быть как приятными, в частности, чувство облегчения из-за того, что он наконец-то принял нужное решение, либо неприятными, например, беспокойство из-за трудностей, которые могут возникать на пути достижения нужной цели.
  4. Исполнение , реализация намеченного ранее плана.

Волевое действие является неотъемлемым этапом для достижения необходимого эффекта, начинается оно всегда с принятия осознанного решения, когда человек понимает, что данный эффект ему необходим и для его получения нужно приложить определенные усилия и выполнить ряд действий.

Что нужно знать о воле

Недостаток воли является самым высоким барьером, который не позволяет человеку измениться. Проблема в том, что ее нужно применять на ежедневной основе, а не время от времени, чтобы привить себе хорошую привычку или сломать плохую. Все наши серьезные цели и планы рушатся именно из-за неспособности управлять волей.

С волей тесно связано понятие отложенного удовольствия. Говоря простыми словами, это способность концентрироваться на долгосрочной цели с тем, чтобы не замечать мгновенное удовольствие, которое может помешать планам. Неделя интенсивных тренировок в спортзале не будет иметь значения, если мы проведем бурные выходные, во время которых будем питаться исключительно пиццей и выпивать.

Воля является ограниченным ресурсом. Если мы пытаемся измениться, например, прекратить поступать импульсивно, то уже к вечеру можем испытывать подавленность и фрустрацию. Это грозит возвращением старой привычки. Однако следует учесть два момента. Первый: волю можно тренировать – и таким образом мы сможем проявлять ее намного дольше в течение дня. Второй: волю можно растрачивать впустую, если заниматься не тем, чем нужно.

Так как воля ограниченный ресурс, то нужно планировать день таким образом, чтобы не расточать ее попусту. Например, избегать мест, которые могут запускать триггер плохой привычки.

Высокий уровень воли практически всегда означает высокую самооценку (ведь нам есть чем гордиться), умение сопротивляться соблазнам в виде алкоголя, сигарет и переедания, улучшение психического и физического здоровья.

Истощенная сила воли делает человека импульсивным. Это значит, что если вы почувствовали, что воля находится на нуле, нужно сделать все возможное для того, чтобы убрать соблазны с глаз долой.

Если вы убедились в исключительной важности развития воли, давайте посмотрим, как именно это можно сделать. Помните, что вам предстоит долгий путь, возможно длиною в жизнь.

1

Развивайте моральные качества

Исследователь Курт Грей, доктор психологии в Гарварде, объясняет этот эффект самоисполняющимся пророчеством: «Окружающие считают высокоморальных людей более волевыми и дисциплинированными, умеющими пребывать в дискомфорте, не теряя головы».

Исследователь уверен, что Ганди или мать Тереза, скорее всего, не родились волевыми людьми, а стали таковыми, пытаясь помочь другим. Он вводит понятие «нравственной трансформации», поскольку предполагает, что моральные поступки способны превращать людей из ленивых и прокрастинирующих в волевых.

2

Не тратьте волю попусту

Если очень «постараться», можно уже к полудню истощить свою волю полностью, что скажется катастрофически на оставшемся дне и тех важных решениях, которые вы так и не сможете принять.

Например, вы поставили целью изменить свой характер, как это делал Франклин: выделять по одной-две недели на одно качество. Это длинный марафон, поэтому нужно многое предусмотреть.

Заранее примите не очень важные решения, которые обычно «высасывают» из вас энергию. На ближайшие месяцы составьте меню и придерживайтесь его. Купите одинаковые рубашки, брюки и обувь, чтобы не тратить ментальные ресурсы на то, чтобы постоянно думать о том, что надеть и обуть. Здесь и сейчас нужно принять только те решения, которые касаются вашего характера. Об остальных побеспокойтесь заранее.

Те же советы касаются и других сфер жизни: похудения, избавления от вредных привычек, достижения уровня Advanced в изучении английского и многого другого. Примите все не слишком важные решения заранее и фокусируйтесь только на самых ценных. Не распыляйте свою волю.

3

Проведите сеанс саморефлексии

Для этого вам понадобится дневник. Запишите все действия, которые выполняете бессознательно (они стали привычными), но от каких хотите избавиться. Например:

  • Во время работы я постоянно отвлекаюсь на новостные сайты.
  • Во время чтения я люблю отвлекаться на свой телефон.
  • Во время разговора я фокусируюсь на том, что хочу сказать, а не на словах собеседника.

Если составите список хотя бы из десяти пунктов, это уже можно будет назвать хорошим сеансом саморефлексии. А теперь выберите две самые разрушительные привычки.

Запишите из каких последовательных действий состоят эти нежелательные привычки. Под действиями стоит понимать также мысли и связанные с ними эмоции. К примеру, если во время разговора с человеком вы склонны не слушать его, отмечайте, какие мысли или убеждения появляются в вашей голове. Вероятно, именно они и не позволяют концентрироваться на продуктивном диалоге. Изучите природу этих мыслей.

Подумайте над тем, как можно пресечь данное поведение. Помните, что вы можете быть осознанными в каждом своем действии. Речь идет о привычке, главное – распознать последовательность шагов.

На протяжении следующего месяца полностью контролируйте эти две привычки.

4

Останавливайтесь на три секунды

Наша жизнь – это километровая цепь привычек. Некоторые из них помогают, другие мешают.

На протяжении всего дня останавливайтесь в процессе какой-либо деятельности (конечно, если не ведете машину) и задумывайтесь, на какой стадии какой привычки сейчас находитесь. Если речь идет о потреблении плохой пищи, то даже приятные мысли о кока-коле – это уже часть привычки. Задумайтесь на три секунды: к чему приведет эта мысль? Разумеется, к накручиванию: «без колы я буду несчастным человеком, а с колой буду самым счастливым человеком на планете». После чего пойдете и купите ее. Вспоминайте дальше: после того, как вы выпили эту газировку, как себя чувствуете? А через полчаса? Можно выявить, что на самом деле вы обманывали себя, стали жертвой рекламы и привычки.

Пытайтесь осознавать себя в течение трех секунд как можно чаще на протяжении дня. При помощи этого метода можно избавиться от непреодолимого желания критиковать, злиться и обижаться. Как только «три секунды» станут привычкой, вы уже не будете истощать свою волю данным упражнением (оно станет выполняться автоматически) и сможете изменяться, побуждать себя к работе или пресекать нежелательные действия намного быстрее и эффективнее.

Желаем вам удачи!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: TelegramВконтактеFacebook

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Как пересмотреть свои успехи за последние шесть месяцев
  • Что такое реализация намерения
  • 21 волшебный день: как легко за три недели выработать привычку
  • Преодоление негативного поведения
  • Формирование полезных привычек
  • Все о привычках +Марафон!
  • Психические процессы: виды и краткая характеристика
  • Волевые качества личности
  • Стратегия для преодоления плохих привычек
  • Сферы личности

Ключевые слова:1Психорегуляция, 4Психорегуляция

Психологическая структура

Любой акт воли имеет определенную структуру, которая зависит от его сложности.

Так, простые действия представляют собой процесс, при котором человек принимает решение, а затем совершает определенные действия для его реализации.

Сложные действия более многообразны. Здесь также выделяют 2 этапа: подготовительный и реализующий.

Подготовительный этап включает в себя постановку цели, определение мотивов (и их борьба, когда человек находится в раздумьях, действительно ли ему нужна данная цель) и возможностей, позволяющих добиться результата.

Реализующий этап предполагает наличие особой деятельности, например, разработку плана действий и их осуществление.

Воля и волевые свойства личности

Проблема воли, волевой регуляции поведения и деятельности человека давно занимает умы ученых. До сих пор нет единого взгляда на механизмы воли, вплоть до полного отрицания воли как самостоятельного психического феномена, противопоставления воли чувствам и разуму. Первое материалистическое объяснение природе воли дал Сеченов, который указывал, что воля — это деятельная сторона разума и морального чувства, выраженная в способности человека совершать целенаправленные действия и поступки, требующие преодоления трудностей. Таким образом, воля неразрывно связана с разумом, сознанием человека, поскольку произвольное управление всегда сознательное и преднамеренное.

Обычно в психологии выделяют две функции воли: побудительную (стимулирующую) и тормозящую. Более широко к анализу воли и структуре произвольного управления подошел Ильин. Он рассматривает волю как самоуправление поведением с помощью сознания, что предполагает самостоятельность человека в принятии решений, в инициации действий, их осуществлении и контроле. В структуру произвольного управления Ильин включает: самодетерминацию (мотивы, цели, желания); самоинициацию и самоторможение действия, самоконтроль, самомобилизацию и самостимуляцию.

Формы проявления волевых процессов могут быть разнообразными, например, Мясищев выделяет 3 основные формы проявления воли:

1) при выполнении физической и умственной работы;

2) при наступившем утомлении или отказе от удовольствия во имя выполнения заданий по мотивам объективного характера;

3) при изменении привычного темпа деятельности и действия.

Волевые действия различаются по своей сложности. В том случае, когда побуждение непосредственно переходит в действие, говорят о простом волевом акте. Если между побуждением и действием вклиниваются дополнительные действия, говорят о сложном волевом действии. Волевой процесс проходит через ряд стадий. Разные авторы выделяют от 3 до 6 стадий, однако большинство рассматривает следующие четыре стадии:

1) возникновение побуждения и постановка цели;

2) стадия обсуждения и борьба мотивов;

3) принятие решения;

4) исполнение.

На первом этапе зарождающаяся потребность отражается в сознании в виде смутного влечения, объект которого не осознан. По мере возрастания потребности и осознания ее объекта, влечение превращается в желание, которое становится побудителем к действию. На этом этапе нередко сталкиваются несовместимые мотивы, между которыми предстоит сделать выбор. В борьбе мотивов проявляется воля человека, формулируется цель деятельности, что находит свое выражение в принятии решения. После принятия решения ослабевает напряжение, сопровождающее борьбу мотивов, человек испытывает облегчение. В сложном волевом действии за принятием решения следует планирование деятельности по достижению поставленной цели, определяются пути и средства. После этого человек приступает к исполнению спланированных действий. Осуществление намеченной цели может быть сопряжено с преодолением препятствий внешнего (предметы, люди, время, пространство) и внутреннего (усталость, болезнь, недостаток знаний и т. п.) характера. Внешние и внутренние препятствия порождают напряжение, которое разрешается либо поддержанием волевого усилия и движением к цели, либо отказом от действий. Анализ сложного волевого действия показывает, что в нем принимают участие многие психические процессы. В формировании программ решающее значение имеет мышление, в исполнительной части — умения, навыки, способности.

Физиологические механизмы

произвольной регуляции опираются на сложные виды афферентации, среди которых ведущей является кинестетическая. Произвольные действия осуществляются с участием сложной системы произвольных и непроизвольных мозговых механизмов. Согласно концепции Бернштейна любое движение представляет сложную многоуровневую систему, в которой каждый уровень имеет собственную афферентацию и собственный набор регулируемых параметров. Вся система регуляции включает 5 уровней: руброспинальный, таламопаллидарный, пирамидно-стриальный, теменно-премоторный и кортикальный (символический), которые объединяют произвольные и непроизвольные механизмы управления двигательным актом в единую систему. Произвольные движения связаны также с организацией произвольного внимания и мотивации, которые обеспечиваются участием теменно-затылочных, премоторных зон и лобных долей. Больные с поражением лобных долей настолько пассивны и демобилизованы, что неспособны к какому-либо произвольному усилию (Брагина, Доброхотова, Лурия).

В целом, можно сказать, что произвольное управление связано с работой практически всей коры головного мозга.

Волевая и эмоциональная

регуляция часто рассматриваются как антагонисты, в случае, если воля подавляет сильную эмоциональную реакцию или, напротив, аффект подавляет волю. Эмоции и воля в реальном поведении могут выступать в различных соотношениях. В случае возникновения неблагоприятных психофизиологических состояний (утомление), желание снизить интенсивность работы или прекратить ее компенсируется волевым усилием и таким волевым качеством, как терпеливость. Состояние тревожности преодолевается с помощью решительности; состояние страха — смелости; состояние эмоционального возбуждения — с помощью выдержки. В других случаях эмоции стимулируют деятельность, и тогда волевого усилия не требуется. Каждый из этих видов регуляции в отдельности имеет свои недостатки: чрезмерная эмоциональная регуляция неэкономна, расточительна, может вести к переутомлению. Чрезмерная волевая — может привести к срыву высшей нервной деятельности. Поэтому в личности должны оптимально сочетаться эмоциональная и волевая регуляция.

Волевые качества личности

рассматриваются как сплав врожденного и приобретенного, как фенотипическая характеристика наличных возможностей человека. В волевых качествах сочетаются моральные компоненты воли, которые формируются в процессе воспитания, и генетические, тесно связанные с типологическими особенностями нервной системы. Например, страх, неспособность долго терпеть усталость, быстро принимать решение в большой мере зависят от врожденных особенностей человека (силы и слабости нервной системы, ее лабильности). Это означает, что при формировании, воспитании волевых качеств требуется гибкость, индивидуальный подход, терпение и чуткость воспитателей. Волевые качества включают в себя три компонента: собственно психологический (моральный), физиологический (волевое усилие) и нейродинамический (типологические особенности нервной системы). Исходя из этого все волевые качества делятся на «базальные» (первичные) и системные (вторичные). К первичным относятся собственно волевые качества, которые, в свою очередь, делятся на две группы. Первая группа характеризуется целеустремленностью, способностью удерживать волевое усилие, это — терпеливость, упорство, настойчивость. Вторая группа характеризует самообладание и включает такие качества, как смелость, выдержка, решительность. Важное значение для воспитания воли имеет предъявление к ребенку требований, соответствующих и посильных для его возраста, с обязательным контролем за их выполнением. Отсутствие контроля может создать привычку бросать начатое, не доводя до конца. Проявление силы воли обусловлено нравственными мотивами человека. Наличие у человека стойких убеждений и целостного мировоззрения является основой волевой организации личности.

Простые и сложные действия: отличия

Чем простое волевое действие отличается от сложного?

Волевой акт состоит из определенных элементов, таких как постановка цели, побуждение к действию (мотивация), оценка имеющихся возможностей для ее достижения, разработка конкретного плана действий и их последующая реализация.

Это является примером сложного волевого акта, направленного на получение более труднодоступного результата.

Простые цели не требуют такого большого количества психологических и физических действий, следовательно, структура волевого акта, направленного на их получение, менее многоступенчатая.

Таким образом, человек задумывает простое желание и начинает реализовывать его. В этом состоит отличие сложных и простых волевых действий.

Эмоциональные и волевые психические процессы

5.1. Эмоциональные процессы

Эмоциональный процесс

– психический процесс отражения в сознании субъективного значения объектов и ситуаций (в форме переживаний), влияющий на восприятие, поведение, мышление, мотивацию, деятельность индивида. Эмоциональные процессы – общий термин, обозначающий субъективный сознательный опыт, характеризующийся и связанный с психофизиологическими и биологическими реакциями и психическими состояниями организма.

Эмоциональный интеллект

(англ. emotional intelligence) – тип интеллекта, определяемый как способности правильно и надлежащим образом воспринимать, оценивать и выражать эмоции, использовать эмоции для содействия мыслительным процессам, понимать и анализировать эмоции, эффективно использовать эмоциональные знания, управлять своими эмоциями, одновременно содействуя эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Классификация эмоциональных процессов

по их психологическим особенностям и закономерностям протекания:

  • аффекты
    (англ. affect, от лат. affectus – душевное волнение) – кратковременные интенсивные эмоциональные процессы, отражающие субъективную оценку ситуации на бессознательном уровне, проявляющиеся в резко выраженных моторных реакциях и изменении в работе внутренних органов и систем организма;
  • эмоции
    (англ. emotion) – эмоциональные процессы, отражающие субъективную оценку ситуации на сознательном уровне
    ,
    которые, по сравнению с аффектами, являются более продолжительными и менее интенсивными;
  • чувства
    (англ. feeling) – субъективная репрезентация эмоций, принадлежащая индивиду, который их испытывает;
  • настроения
    (англ. mood) – диффузные аффективные состояния, характеризующиеся, по сравнению с эмоциями, большей продолжительностью и меньшей интенсивностью.

Страсть

(англ. passion, от греч. страдать) – термин, применяемый для описания интенсивных эмоций, сильных чувств и желаний. По силе страсть сравнима с аффектом, а по длительности – с чувствами.

Физиологическая основа

эмоциональных процессов – перестройка внутренней среды организма в целях адаптации, осуществляющаяся под управлением специализированных структур головного мозга. Ведущую роль в эмоциональных процессах играют кора больших полушарий и центры вегетативной нервной системы, расположенные в подкорковых отделах головного мозга.

Волокна вегетативной нервной системы опосредуют работу гладкой мускулатуры и желез внутренней секреции (эндокринных желез), которые синтезируют и выделяют в кровоток гормоны, оказывающие влияние на артериальное давление, пульс, ритм дыхания, уровень глюкозы в крови и др.

В нормальном состоянии кора больших полушарий головного мозга оказывает тормозящее действие на центры вегетативной нервной системы, и внешние проявления эмоций и чувств незначительны. При переходе коры больших полушарий в состояние чрезмерного возбуждения центры вегетативной нервной системы также перевозбуждаются, что приводит к ярким эмоциональным проявлениям.

Рис. 5.1.
Классификация эмоциональных психических процессов

Аффекты

Термином аффект обозначают инстинктивные реакции на внешние стимулы, возникающие до типичных познавательных процессов, необходимых для формирования более сложных эмоций. Аффект является самой интенсивной формой эмоционального переживания. Чаще всего сильный аффект возникает в экстремальных ситуациях, нарушая нормальное функционирование восприятия и мышления. Аффективные реакции могут протекать непроизвольно, без преднамеренного восприятия и когнитивной обработки.

Реакция на раздражители является доминирующей у низших организмов и первичной для человека. У животных аффекты являются защитной реакцией и обусловлены факторами, напрямую касающимися жизненно-важных биологических потребностей и инстинктов. На содержание и характер аффектов оказывает значительное влияние социальная среда и взаимоотношения с другими людьми.

Отличительные черты аффекта:

ситуативность, обобщенность, кратковременность, высокая интенсивность.

Формы проявления аффекта:

гнев, восторг, экстаз, ужас, отчаяние, ступор, скованность.

Эмоции

Эмоция – сложный паттерн изменений, включающих физиологическое возбуждение, чувства, когнитивные процессы и поведенческие реакции, в ответ на ситуации, которые воспринимаются субъектом как личностно значимые.

Эмоции часто влияют на настроение, темперамент, характер, мотивацию и поведение; они возникают под влиянием гормонов и нейромедиаторов, таких как допамин, норадреналин, серотонин, окситоцин и кортизол. Эмоции часто являются движущей силой положительной / отрицательной мотивации и связаны с трендами в поведении.

Эмоции – связанные с инстинктами, потребностями и мотивами человека / животного психические процессы и состояния, выраженные в форме переживаний. Эмоции сопровождают различные проявления активности человека и являются важнейшим механизмом внутренней регуляции его деятельности и поведения. Важным аспектом эмоций является познание, в частности, оценка и интерпретация событий. Базовые эмоции:

гнев, отвращение, страх, счастье, печаль и удивление (Пол Экман, []).

Компоненты
эмоций
:

  • импрессивный –
    внутренние проявления эмоции (например, учащение дыхания и пульса, повышение давления);
  • экспрессивный
    – внешние проявления эмоций: недифференцированные мышечные реакции (дрожь, усиление тонуса) и выразительные движения коммуникативного сигнального характера (мимика, жесты, поза, интонации голоса).

Эмоции не привязаны к конкретному объекту и возникают по отношению к ситуации в целом, могут интенсивно протекать и быстро меняться. По сравнению с аффектами, эмоции значительно более длительны по времени и слабее по силе; у некоторых из них может отсутствовать экспрессивный компонент.

Эмоции могут отражать субъективное оценочное отношение не только реальных, но и виртуальных ситуаций. Идеаторный характер эмоций заключается в способности возникать не только по отношению к реальным, но и по отношению к ожидаемым, воображаемым ситуациям и событиям.

Составляющие эмоций:

  • когнитивная оценка событий и ситуаций.
  • физические симптомы – физиологическая составляющая эмоционального опыта;
  • тенденции действия – мотивационный компонент для подготовки и управления двигательными реакциями;
  • экспрессия – сопровождающие эмоцию мимика и голос показывают реакцию и намерения действий;
  • чувства – субъективный опыт пережитого эмоционального состояния.

Психологические теории эмоций:

  1. Эволюционная теория происхождения эмоций
    , автор Чарльз Дарвин, «Выражение эмоций у человека и животных», 1872 г. Эмоции развились в ходе эволюции путем естественного отбора как жизненно важные механизмы адаптации организма к внешней среде. Физиологические изменения, сопровождающие эмоции – рудименты (остаточные проявления) реальных приспособительных реакций организма.
  2. Рудиментарная теория эмоций
    , авторы Герберт Спенсер (1820 – 1903), Теодюль Рибо (1839 – 1916) и др. Эмоции – рудименты аффектов, которые сопровождали полноценные биологические реакции организма. Эмоции человека биологически происходят из инстинктивных и аффективных реакций животных.
  3. Структурная теория эмоций
    , автор Джеймс Пейпец (1883 – 1958). Существует единая система, объединяющая ряд структур мозга и образующая мозговой субстрат для эмоций – лимбическая система.
  4. Соматическая теория эмоцийДжеймса-Ланге
    , авторы Уильям Джеймс (1842 – 1910), Карл Георг Ланге (1834 – 1900). Эмоции вторичны по отношению к физиологическим явлениям. Воздействие внешних стимулов на организм вызывает в нем физиологические изменения, что приводит к возникновению эмоций.
  5. Теория эмоций Кеннона-Барда
    , авторы Уолтер Бредфорд Кэннон (1871 – 1945), Филип Бард (1898 – 1977). Эмоции имеют сенсорную природу: в процессе восприятия сенсорная информация поступает в таламус, где затем перераспределяется: часть информации передается в кору больших полушарий мозга, порождая субъективное переживание эмоций, а другая часть – в гипоталамус, который регулирует все функции организма.
  6. Активационная теория Линдсея-Хебба
    , авторы Дональд Олдинг Хебб (1904 – 1985). Эмоции есть сенсорный эквивалент активирующей системы мозга, способной активировать кору больших полушарий. Активность ретикулярной формации ствола головного мозга, которая фильтрует сенсорную информацию и передает ее в лимбическую систему и кору большого мозга, находится в корреляции с интенсивностью, длительностью и качеством эмоционального переживания.
  7. Двухфакторная теория эмоций
    , авторы Стенли Шехтер (1922 – 1997), Джером Эверетт Сингер (род. 1934). Эмоция – сочетание двух компонентов: количественного (физиологическое возбуждение) и качественного (когнитивная интерпретация возбуждения).
  8. Биологическая теория эмоций
    , автор П.К. Анохин (1898 – 1974). Эмоции – биологический продукт эволюции, реализующий механизм приспособления животных к среде. Отрицательные эмоции обусловлены возникновением потребностей и играют мобилизующую роль. Удовлетворение потребностей порождает положительные эмоции.
  9. Потребностно-информационная теория эмоций
    , автор П.В. Симонов (1926 – 2002). Появление эмоций вызвано недостатком /избытком информации, необходимой для удовлетворения потребности. «
    Формула эмоции
    «, предложенная П.В. Симоновым:
    Э = П_(Ис – Ин)
    , где
    Э
    – эмоция (сила, качество, знак),
    П
    – потребность,
    Ин
    – информация, необходимая для ее удовлетворения,
    Ис
    – информация, которой субъект располагает в момент возникновения потребности.
  10. Теория когнитивного диссонанса
    , автор Леон Фестингер (1919 – 1989). Возникновение отрицательных эмоций обусловлено
    когнитивным диссонансом
    (расхождением ожидаемого и полученного результата), а положительных эмоций –
    когнитивным консонансом
    (совпадением ожидаемого и действительного).
  11. Единая концепция сознания и эмоций
    (Ю. И. Александров []). Сознание и эмоции не следует рассматривать как отдельные психологические процессы с различными нейрофизиологическими механизмами. В целенаправленном поведении сознание и эмоции выполняют аналогичные функции, но с разными аспектами и на разных уровнях. Поведение является одновременно эмоциональным и сознательным.

Функции эмоций:

  • отражательно-оценочная
    – позволяет обобщенно отразить и оценить ситуацию на сознательном уровне;
  • сигнальная
    – психофизиологические и биологические реакции сигнализируют о необходимости мобилизации и адаптации организма к внешней среде;
  • подкрепляющая
    – эмоции способствуют вырабатыванию условных рефлексов и более прочному запоминанию;
  • коммуникативная
    – эмоциональный отклик, в том числе синтония (эмоциональное «созвучие»), а также микровыражения, которые сопровождают эмоции и не поддаются сознательному контролю, способствуют улучшению взаимопонимания между участниками коммуникативного акта;
  • управляющая
    – эмоции выступают в качестве механизма внутренней регуляции деятельности и поведения;
  • мобилизующая
    – физиологические изменения, сопровождающие эмоции, мобилизуют организм в условиях экстремальных ситуаций; эмоции являются побудителями (мотивами) деятельности и поведения индивида;
  • компенсаторная
    – эмоции позволяют компенсировать недостатки других психических явлений.

Классификация видов эмоций

  1. По характеру потребностей, лежащих в основе эмоций, выделяют виды эмоций:
    • низшие
      – эмоции, связанные с удовлетворением естественных (органических) потребностей (в кислороде, воде, пище и т.д.), присущи и животным и человеку;
    • высшие
      – социально обусловленные эмоции, связанные с удовлетворением потребностей в безопасности, принадлежности и любви, уважении, когнитивных, эстетических потребностей, потребностей в самореализации и трансцендентых потребностей; присущи только человеку.

  2. По валентности
    (
    тону
    ) эмоции могут быть
    положительными
    (радость, интерес) или
    отрицательными
    (страх, гнев, ярость). Интересно, что у человека количество отрицательных эмоций в несколько раз превосходит количество положительных.

    Амбивалентность

    – одновременное переживание противоположных по знаку эмоций.

  3. По интенсивности
    (
    силе
    ) выделяют
    сильные
    и
    слабые
    эмоции; чем сильнее эмоция, тем более выраженными будут ее импрессивный и экспрессивный компоненты.
  4. По влиянию на активность
    различают виды эмоций:
    • стенические
      (от др.-греч. сила) – повышают жизнедеятельность организма, мобилизуют, побуждают к активной деятельности (радость, энтузиазм, восторг и др.);
    • астенические
      (от др.-греч. бессилие) – угнетают, подавляют жизненные процессы в организме (ужас, грусть, тоска, подавленность и др.).

Нарушения эмоций

Выделяют следующие патологии эмоциональной сферы личности:

  • аффективная возбудимость
    – склонность к слишком легкому возникновению сильных эмоциональных переживаний, не соответствующих вызвавшей их ситуации;
  • аффективная слабость
    – чрезмерная эмоциональная чувствительность ко всем внешним раздражителям; гневливость является разновидностью аффективной слабости;
  • аффективная вялость
    – ригидность, инертность эмоциональных реакций, сочетающаяся со склонностью к фиксации на отрицательных переживаниях; может сопровождаться чрезмерной обидчивостью, патологической злопамятностью;
  • аффективная истощаемостъ –
    кратковременность ярких эмоциональных проявлений, которые затем сменяются слабостью и безразличием.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]