Что такое целеполагание
Неоспоримый факт – все люди живут по-разному. Но в глобальном смысле их модели поведения условно можно разделить на 2 группы: приспособленческая и целеориентированная. В первом случае люди плывут по течению, подстраиваются под обстоятельства, общественное мнение. Во втором ставят перед собой цели и уверенно идут в их направлении.
Люди из первой группы привыкли к тому, как они живут, не хотят ничего менять, даже если ситуация не устраивает. Они будут переживать, впадать в депрессию, но не покинут зону комфорта.
Жизнь целеустремленных людей прямо противоположна. Они не плывут по течению, а поворачивают его в нужную сторону. Их главные характеристики – успех, продвижение по карьерной лестнице, признание обществом.
При чем тут целеполагание, спросите вы? Целеполагание – это процесс постановки целей в жизни людей, относящихся ко второй группе. Человек ставит одну большую цель, разрабатывает план по ее достижению, разбивает его на несколько этапов. Также он рассматривает возможные проблемы и пути их решения.
Целеполагание – это упорная деятельность, которая в итоге приведет к желаемому результату. Человек корректирует все свои действия ради получения того, чего он хочет. Главное – поставить четкую, ясную цель. В этом состоит одна из главных ошибок. К примеру, можно запланировать построить дом. Желание хорошее, но размытое. Правильнее будет составить проект, определиться с местом, разработать дизайн, подсчитать расходы. И так в отношении абсолютно всех целей.
Методы оценки эффективности
Правильность поставленных целей в проектном менеджменте проверяют методами SMART (Specific Measurable Accepted Realistic Timely)
и
ССП-BSC
(сбалансированная система показателей — Balanced Scorecard).
SMART
– критерий точного определения целей в процессе целеполагания.
S Определенный. Цели должны быть точно определены, описаны.
M Измеримые. Цели должны поддаваться оценке (Критерии оценки целей).
A Принятие. Цели должны быть приняты теми, кто эти цели должен достигать (достижимость, привлекательность, взыскательность).
R Реализуемость. Цели должны быть достижимы (Варианты в английском языке: Result-oriented – ориентированные на результат, а не на усилия; Real – реальны, достижимы; Relevant – релевантные, адекватные текущим внешним и внутренним условиям).
T Ограниченность во времени. Цели должны относиться к конкретным временным рамкам (должен быть составлен план, когда, какая цель должна быть реализована).
ССП-BSC
-концепция переноса и декомпозиции стратегических целей для планирования операционной деятельности и контроль их достижения, механизм взаимосвязи стратегических замыслов и решений с ежедневными задачами, способ направить деятельность всей компании на их достижение. BSC разработана на основе выводов исследования, проведенного в начале 1990-х годов профессором Harvard Business School Робертом Капланом (Dr. Robert S. Kaplan) и президентом консалтинговой фирмы Renaissance Solutions Дэвидом Нортоном (David P. Norton). На уровне бизнес-процессов контроль стратегической деятельности осуществляется через так называемые ключевые показатели эффективности (КПЭ), в английском варианте – Key Performance Indicator (KPI). KPI являются, по сути, измерителями достижимости целей, а также характеристиками эффективности бизнес-процессов и работы каждого отдельного сотрудника. В этом контексте ССП является инструментом не только стратегического, но и оперативного управления. Методология BSC позволяет перевести стратегию на уровень операциональной деятельности компании. Правильное применение методологии позволяет решить следующие задачи:
1. Установление конкретных параметров стратегических целей: стратегических показателей с их численными значениями – KPI (key performance indicators), причинно-следственных связей между целями, связей между стратегическими показателями, сроков достижения стратегических целей;
2. Распределение между должностными лицами компании ответственности за достижение стратегических целей;
3. Определение инструментов достижения стратегических целей.
Однако полновесное применение методологии требует существенных ресурсов. Разработка системы BSC при наличии в компании специализированного подразделения может занять более двух месяцев. При этом требуется серьезный контроль качества результатов. Трудоемкость и сложность разработки часто отталкивает руководство компаний от применения методологии BSC.
Когда менеджер решает, какие сферы должны охватывать цели, он не должен ограничиваться одной сферой, а направлять их сразу на несколько. Независимо от специфики сферы, для которой менеджер ставит цель, необходимо учитывать:
1. Цели затрагивают верхушку организации. Если высшее руководство не имеет ясных целей, нижние уровни организации теряют направление, и люди на этих уровнях могут предположить, что постановка целей сама по себе не важна.
2. Цели имеют ясную формулировку и все члены организации знакомы с ними. Подчиненные часто не имеют достаточного представления о целях, и это ведет к тому, что миссия, которая наполняет работу смыслом и значением, становится второстепенной. Менеджеры должны систематически напоминать людям ключевые цели организации, задавая вопросы: «Для чего мы работаем? Что является целью этой организации? На чем она фокусирует свое внимание?»
3. Каждый человек, рабочая группа или единица в организации имеют, по меньшей мере, одну ясную, понятную и регулярно контролируемую цель.
Не назначайте кому-либо больше, чем 6-9 целей одновременно. Перегрузка подчиненных слишком большим количеством целей рассеивает их усилия и подрывает их эффективность.
Процесс целеполагания
Целеполагание подчиняется 10 принципам:
- Любая деятельность – это неосознанная потребность. Иногда необходимость в ней заложена изначально. Наглядный пример – дыхание или прием пищи. Это базовые потребности, без удовлетворения которых человек не сможет жить.
- Каждая цель имеет мотив. В его роли выступают осознанные потребности. В какой-то момент мотивы начинают соперничать между собой. В такие моменты человеку нужно выбрать один, самый главный. Или же выстроить их в порядке важности. Тот, что будет на первом месте, и называется целью.
- Цель появляется после того, как желание приобретает четкие очертания. Возможно, поначалу они не будут иметь ничего общего с реальностью.
- Для выбора цели человек использует внутренние механизмы прогнозирования.
- Спрогнозированный результат часто отличается от достигнутого.
- Целеполагание требует составления плана по достижению цели. Но здесь также сложно что-то предсказать со 100% точностью. Поэтому не удивляйтесь, если появятся трудности и препятствия.
- В процессе достижения целей могут возникнуть непредвиденные обстоятельства. Поэтому составить идеальный план невозможно.
- Четкие цели имеют большую мотивацию.
- Чем сильнее мотивация вначале, тем больше исказится субъективная вероятность цели позже. Многим кажется, что если сильно захотеть, можно достичь любой цели. Однако на самом деле это утверждение работает только для краткосрочных желаний. С долгосрочными ситуация обстоит гораздо сложнее. Процесс достижения может вызвать усталость и разочарование.
- Чем ближе цель, тем сильнее мотивация, тем больше усилий прикладывает человек. В психологии это явление называется градиентом цели.
Итак, целеполагание – комплексный процесс. Он начинается с превращения желаний в четко очерченные цели. А после начинается их реализация.
Взаимосвязь целей и целеполагания
Как связаны между собой цели целеполагание? Первое – это конечный результат. Второе – это совокупность действий, которые в итоге помогут получить желаемое.
Условно цели делятся на 3 вида:
- Оперативные. Это сиюминутные, обыденные желания, удовлетворение которых не требует тактики и стратегии.
- Тактические. Цели второго уровня. Реализуются путем достижения оперативных. Определяются ценностями и взглядами человека.
- Стратегические. Самые значимые цели в жизни. Показывают путь, по которому будет идти отдельный человек или группа лиц. Определяют направление любой деятельности. Достигаются, благодаря постепенной реализации оперативных и тактических целей.
Примечательно, что со временем ваши цели, как оперативные, так и стратегические, могут измениться. В психологии это явление называется пластичностью. Оно связано с пересмотром ценностей, сменой жизненных ориентиров и приоритетов, изменением обстоятельств. В какой-то момент вы, возможно, захотите скорректировать план действий или даже полностью изменить его.
Связь между целеполаганием и целями заключается в следующем: вы учитесь четко формулировать свои желания на основании ценностей и предпочтений. А после, найдя мотивацию и внутреннюю энергию, разрабатываете стратегию и уверенно идете вперед. Если что-то не получается, значит в процессе целеполагания есть ошибка. Возможно, вы поставили не ту цель, которая вам нужна на самом деле.
Все о мотивации и целеполагании
Здесь представлена вступительная часть тренинга «Все о мотивации и целеполагании» , она лучше любой программы раскроет все моменты, вокруг которых построен тренинг.
Как всегда оставаться мотивированным
Этот тренинг расскажет о том, как оставаться мотивированным на протяжении длительного времени. Вы навсегда забудете про внешнюю мотивацию от тренингов, коучей и психологов. Внешняя мотивация — как наркотик. Сформировав привычку действовать с ее помощью, вы обрекаете себя на постоянный поиск. Как итог, вы тратите свою энергию, время, деньги на то чтобы ее найти. Этот тренинг полностью перевернет ваше отношение к мотивации и покажет, как оставаться мотивированным ежедневно.
В чем разница внешней мотивации и внутренней
Внешняя мотивация
— побуждение к действию извне. Такая мотивация рождается посредством воздействия людей на ваше подсознание. Ей есть место быть, но эффект краткосрочный и дорогой. Вы попадете в рабство внешней мотивации и впоследствии будете не способны вырабатывать ее самостоятельно. Появляется потребность искать нового мотиватора (источник внешней мотивации). Как правило, это коучи, тренера, психологи.
Предлагаю рассмотреть на примере моего знакомого, назовем его Иван (по просьбе источника, настоящее имя не раскрывается). Так вот, Иван ежедневно ходил на работу, выполнял свои обязанности и у него совсем не было цели. Его основными обязанностями было обзвон новых клиентов, или как сейчас называют, делать холодные звонки. С каждым месяцем он становился все ленивее и негативно относился к задачам, которые на него скидывало руководство. Он стал до такой степени ленивым, что если посмотреть на его работу в этой же компании, но год назад, он был вполне хорошим сотрудником. В связи с этим у руководства возникли мысли о том, что стоит прощаться с Иваном, но также были и сомнения. Ведь когда-то Иван был эффективным по всем показателям.
Они принимают следующее решение: провести с ним беседу и выяснить, что произошло, а также сообщить о том, что если ситуация не изменится через месяц, то вынуждены будут его уволить. Обговорили, что еженедельно будут встречаться и подводить итоги недели. Иван понял что не хочет расставаться с этой работой и принимает твердое решение сделать все, для того чтобы остаться в этой компании.
Беседа с руководством мотивировала Ивана на изменение текущей ситуации. Тут сработал внешний источник мотивации, он временный и краткосрочный. Также этот источник мотивации называют “ОТ”, мотивация от худшей жизни, от страха, от голода, от болезни и т.д. Предлагаю посмотреть как Иван поведет себя дальше.
Иван приступил к активным действиям и действительно начал работать лучше. За первую неделю закрыл крупную сделку, которая уже давно назревала и расслабился. Мотивация пропала, так как появилась уверенность в том, что этой сделки достаточно, для того чтобы остаться здесь работать. На еженедельном подведении итогов, Ивана похвалили, но сказали что этого недостаточно. Иван понимает, что больше сделок, которые могут вот-вот закрыться, у него нет и нужно что-то делать. Он начинает с того, что заходит в поисковик, вводит целевой запрос “Как привлечь клиентов”. Начинает читать различные статьи и натыкается на чудо-успешный курс, от чудо-успешного тренера который научит его находить, заинтересовывать и продавать тех клиентов, которые ему нужны. Ему обещают, что он привлечет первого клиента, на первой же неделе. С учетом всей сложившийся ситуации Иван принимает решение участвовать в этой программе и отдает половину своей зарплаты на нее.
У Ивана появилась очередная внешняя мотивация, ее можно описать так: я заплатил за это деньги, я должен действовать, чтобы их не потерять. В работу также подключается другой источник внешней мотивации — это тренер, автор этого курса. У них начинается совместная работа, где тренер его мотивирует. Совместно с тренером они определяют, что нужно ежедневно делать 20 холодных звонков и это становится основной идеей тренинга.
С учетом того, что Иван заплатил деньги за программу и пообщался с тренером, у него достаточно внешней мотивации, чтобы приступить к выполнению своих основных обязанностей. Еще раз повторюсь, Иван не начал делать ничего нового, он приступил к выполнению своих обязанностей, про которые мы говорили в самом начале.
Забегу вперед и скажу, что у Ивана все получилось, у него было достаточно внешней мотивации чтобы выполнить план, который ему поставило руководство. Его все же уволили, но произошло это по истечению 3-х месяцев с момента первого разговора.
Как так произошло? Иван попал в рабство внешней мотивации, но совершенно не знал об этом. Когда завершилась программа, которую он покупал, источник внешней мотивации пропал. Также перед ним больше не стояла угроза об увольнении. Он вновь стал лентяем, которым был до первого разговора с руководством. В случае с Иваном, сложно быть всегда мотивированным, так как постоянно жить в угрозе об увольнении довольно сложно. Постоянно посещать различные программы, которые будут мотивировать, очень затратно и требует серьезных капиталовложений. К тому же, со временем, она перестанет работать и вам нужно будет покупать еще более дорогие тренинги с еще более извращенными подходами.
На примере Ивана, я вам показал, как работает внешняя мотивация в ее разных проявлениях. Сюда же можно отнести штрафы, премии, выговоры и многое другое (что исходит от других лиц в вашу сторону). Один раз выработав привычку действовать в условиях внешней мотивации, вы обрекаете себя на постоянный ее поиск. Я бы сказал, что это одна из самых вредных привычек, которая может привести к беспокойству и после окажет прямой вред организму. Пользы от внешней мотивации намного меньше, чем вреда. Вы можете ей пользоваться, но только в те моменты, когда вы полны внутренней мотивации и хотите использовать внешнюю как дополнительный источник.
Внутренняя мотивация
— побуждение к действию, рождающееся внутри вас. Этот способ позволит оставаться всегда полным мотивации, так как вы будете сами для себя ее источником. У вас появится ряд четких правил (инструментов), которые будут вызывать у вас мотивацию ежедневно. Внутренняя мотивация имеет более долгосрочный эффект, но она тоже закончится, если вы перестанете ее генерировать.
Итак, вернемся к Ивану. После увольнения он устроился в аналогичную компанию с точно такими же обязанностями. Первое время внешней мотивации было достаточно, ведь был испытательный срок, после которого принимали окончательное решение о его трудоустройстве. Но через семь месяцев, история повторяется, он на грани увольнения. Тут то мы с ним и познакомились, он совершенно случайно попал на одну из моих статей и зарегистрировался на тренинг “Результативное мышление”. Иван довольно подробно описал свою ситуацию и я ему предложил принять участие в тестировании иного подхода к мотивации. Он согласился и у нас началось плотное знакомство с его ситуацией. Все что я сделал — это раскрыл глаза на внешнюю мотивацию и дал несколько советов для поиска внутренней мотивации. Я его не мотивировал вообще, я ему показал, как он может сам себя мотивировать.
После нашей 3-х дневной переписки Иван садится за планирование и составляет план действий, который позволит ему остаться на этой работе. Долго думая, планируя, он вспоминает про свои основные обязанности и понимает: чтобы закрыть очередного клиента, нужно сначала его найти. Поэтому он устанавливает себе четкое правило что, ежедневно с 10:00 до 12:00 он будет делать холодные звонки по тем базам, по которым он еще ни разу не звонил. Он твердо поверил в то, что этот план действий (который он сам себе составил) позволит закрыть ему как минимум двух клиентов на протяжении месяца. Вера в это придала ему внутреннюю мотивацию, Иван готов к твердым действиям.
В первый день Иван концентрируется на холодных звонках с 10:00 до 12:00, сейчас он действует на двух источниках мотивации. 1) Внешняя мотивация (которая появилась после разговора с руководством). 2) Внутренняя мотивация (которая появилась после составления плана и веры в то что этот план ему поможет). После первых двух часов обзвона он:
- Нашел 3-х потенциальных клиентов. Это придало ему уверенность в том, что у него все получится.
- Подтвердил свою веру в составленный план.
- Гордится тем, что смог побороть лень и приступить к холодному обзвону.
Эти 3 пункта дали ему еще большую внутреннюю мотивацию, у него пропал какой либо страх от того, что его могут уволить. Внешняя мотивация пропала, так как она краткосрочна и уже не актуальна.
Каждый день уровень внутренней мотивации только увеличивался. Иван ежедневно выполнял главное действие всего дня и гордился этим. Он до такой степени верил в свой план, что просто забыл про увольнение. За первые две недели, он закрепился на работе и угроза увольнения пропала. Но Иван не перестал следовать своему плану, так как внутренней мотивации ему было достаточно на то, чтобы свернуть горы. Вскоре он стал лучшим менеджером по продажам в этой компании. Я его спросил, почему он продолжает делать холодные звонки с 10:00 до 12:00, на что он ответил — мне нравится чувство уверенности, которое приносят эти два часа в день. Я стал счастливее и сейчас могу точно сказать, что получаю удовольствие от своей работы.
Каждый день Иван старается делать эти два часа эффективнее:
- Увеличивать количество звонков (на 1-2)
- Увеличивать конверсию звонков на (0.1 — 0.2 %)
Он создал свою собственную отчетность и начал ежедневно рассчитывать все возможные показатели. Это дополнительный источник внутренней мотивации, который он сам в себе генерирует. Этот тренинг полностью посвящен внутренней мотивации во всех ее проявлениях.
Прежде чем мы приступим к изучению тренинга, обязательно ознакомьтесь со статьей “Как оставаться мотивированным — работа с внутренней мотивацией” (статья в разработке).
Где взять внутреннюю мотивацию
Практически каждый из нас думает, что внутренняя мотивация исходит от цели. У вас есть истинная цель — вы замотивированный. Нет цели — нет мотивации. Этот подход уже устарел. Наличие правильно сформулированной цели не будет ежедневно мотивировать. Еще раз повторюсь: наличие цели, правильной цели, истинной цели, цели жизни — не будет мотивировать.
Любая цель требует времени и сил. Уже на второй или третий день она начнет угасать, так как до завершения этой цели еще далеко. Следующий приток мотивации появится при приближении к завершению цели и вы будете в предвкушении ее выполнения. После этого вы снова вернетесь к своему обычному состоянию.Т.е. подход, который предлагает большинство, ошибочный и чаще всего приводит к провалу. Ниже на рисунке вы можете посмотреть, как ведет себя мотивация в таких условиях.
Цикл мотивации при постановке цели
Первые 2-3 дня после постановки цели мотивации будет достаточно. После она начнет снижаться и произойдет это очень быстро. На протяжении долгого времени вы будете работать при минимальной мотивации. Ее уровень повысится, только когда вы приблизитесь к ее завершению. Правильно поставленная цель не способна постоянно поддерживать оптимальный уровень энергии и мотивации. Она циклична. Быть продуктивным и счастливым в таких ситуациях просто невозможно. Большую часть времени придется проводить в состоянии амебы.
Есть еще одна важная составляющая: когда вы фокусируетесь на цели и постоянно держите ее в голове — вы также представляете весь объем задач, который вам предстоит сделать.
Фокусируясь на цели, вы неизбежно будете представлять весь объем задач, к которому нужно приступить. Даже если задач для достижения этой цели будет мало, в вашем подсознании все равно будет зарождаться чувство большого объема неподъемных задач . Такой подход только отнимает энергию и мотивацию.
Это две глобальных ошибки, которые совершают большинство. Цель не дает мотивацию на каждый день. Конечно, присутствие цели обязательно и такой подход лучше, чем полное ее отсутствие, но он не решит главную проблему (отсутствие мотивации). Практически весь путь достижения цели вы находитесь в подавленном состоянии. Если такой вариант вам не подходит и вы уже обожглись об него, то пора садиться за совершенно новый подход к мотивации.
Первый шаг к ежедневной мотивации.
Чтобы всегда оставаться мотивированным и полным энергии, нужно изменить свой подход к целям. Вы должны не только формулировать и прописывать истинную цель, но и забыть о ней после этого. Теперь представьте, что вы фокусируетесь не на цели, а на ежедневных действиях, которые ведут к ее завершению. Выполнение каждого действия только добавляет мотивацию и энергию. Вы четко знаете, что сегодня должны сделать и делаете это, так как понимаете, что в долгосрочной перспективе это действие приведет вас к цели. Ну что ж, переходим к конкретным действиям.
Сейчас распространено мнение, что цель должна соответствовать аббревиатуре SMART
S — Конкретная
M — Измеримая
A — Достижимая
R — Актуальная
T — Ограниченная по времени
Я провел небольшое исследование по этому поводу, в нем приняло участие 97 человек (подписчиков моего блога). Каждого из них я попросил составить цель, подробно описал аббревиатуру SMART и поставил жесткое требование что цель, которую они поставили, должна полностью ей соответствовать.
Выводы поразительны. 73 участника справились с заданием, оставшиеся 24 участника отписались, что не могут сформулировать свою цель по этой аббревиатуре. Я подробно изучил все 73 ответа и подтвердил свое мнение по аббревиатуре SMART. Все 73 ответа были про материальные цели. Купить: автомобиль, дом, квартиру, телефон, мебель, ремонт и т.д. 24 участника, которые не смогли прописать свою цель, хотели поставить истинную цель, направленную на видение будущего, навыки и развитие себя как личности. Главный вывод, который я сделал, говорит о том что аббревиатура SMART наносит вред мотивации. Как именно, давайте разбираться.
Цели, которые способны мотивировать, направлены на навык, видение будущего, создания лучшей версии себя. Такую цель невозможно правильно составить по SMART. К сожалению, многие, перед кем стояли такие цели, меняли их только лишь для того, чтобы они проходили по SMART. Ведь все говорят о том, что это правильный подход и только так можно достичь своей цели. Давайте взглянем еще раз на эту аббревиатуру.
S — Конкретная M — Измеримая A — Достижимая R — Актуальная T — Ограниченная по времени
Не знаю как вы, но когда я смотрю на нее, то вижу четкие требования для постановки задач. Если цель достижимая, конкретная, имеет свой срок, измерима и актуальна — да, черт возьми, это правильно сформулированная задача! Это не цель, которая будет ежедневно мотивировать вставать в пять утра.
Допустим, вы хотите стать лучшим маркетологом в России, именно эта деятельность приносит вам больше всего удовольствия и счастья. Сформулировать эту цель по SMART не получится.Т.е., если вы поставите такую цель, то она будет неверной с точки зрения формулировки. Конкретизировать эту цель практически невозможно и вам придется ее корректировать под требования SMART. Если в материальной цели все просто, вы описываете что хотите купить и к какому сроку, то в этом случае сталкиваетесь с трудностями. Формулировка: Стать лучшим маркетологом в России. На первый взгляд она кажется конкретной. Но отсюда вопрос: как этот показатель будет измеряться? Что значит лучший маркетолог? Сколько времени потребуется? А достижимая ли цель? В итоге все закончится тем, что вы сформулируете цель, которая не будет вас мотивировать.
На примере этой цели “Стать лучшим маркетологом в России” попробуем разобрать каждый пункт из SMART
S — Конкретная.
Пункт, из-за которого многие начинают ставить материальные цели. Я посещаю много программ по обучению и во всех (без исключения) приводят в качестве примера правильной постановки цели материальную цель. Ведь это конкретика — автомобиль, квартира, дом и т.д. Везде просят подробнее описать свою цель.
Я согласен, цель должна быть конкретной. Как вы достигнете того, не зная чего. Прям как в мультике Иван царевич и серый волк. Его отправляют туда, не зная куда, чтобы добыть то, не зная что. Все ваши задачи должны соответствовать цели и отвечать на главный вопрос. Эта задача приблизит меня к достижению цели. Если цель образная, то и задачи, которые вы будете выполнять образные.
Этот пункт, безусловно, важен, ведь если у вас нет конкретной цели, достичь ее будет невозможно. В следующих занятиях мы подробно разберем, какая должна быть цель, чтобы она мотивировала ежедневно, а сейчас вернемся к нашему примеру
“Стать лучшим маркетологом в России”. Чтобы ее конкретизировать, нужно понять, кто сейчас лучший маркетолог и поставить цель обойти его. К примеру: Стать маркетологом №1 в России и обойти Игоря Манна. Выше мы рассмотрели цикл мотивации при наличии цели. т.е. первые несколько дней вы будете мотивированными, в течении всего пути будет несколько скачков мотивации ну и перед ее завершением один. Цель довольно долгосрочная, это говорит о том что большую часть своей жизни вы проведете без мотивации, всего 5-10 дней будете с мотивацией. В таких условиях достичь этой цели будет невозможно.
M — Измеримая
Стать известнее, чем Игорь Манн, как это измерить?
- Возможно, это будет измеряться в общей сумме подписчиков во всех социальных сетях.
- Измерить подписчиков его издательства МИФ, ведь каждый подписчик знает его.
- Возможно, будет измеряться в количестве проданных книг выпущенным им и вами.
Я считаю, что любая оценка будет ошибочной. Игорь Манн еженедельно ездит по городам со своими выступлениями. Только подумайте, какую лояльную аудиторию он набрал в сумме и многие из них не являются его подписчиками. В том числе и я. Я лоялен к Игорю Манну и в моем понимании он маркетолог номер 1 в России, но я не проверял, так ли это на самом деле.
A — Достижимая
Достижима ли цель? Именно этот пункт тормозит наши амбиции. Большинство подумает что нет, обойти Игоря Манна невозможно. Здесь мы столкнемся с тем, что нужно менять цель, ведь в данном случае ее формулировка будет ошибочной. Не удивительно, что методика SMART считается рабочей, ведь люди ставят достижимые цели и достигают их. Достичь достижимую цель
, вы ничего странного в этом не находите? Я повторюсь, но в моем понимании достижимая цель это задача, но не цель, которая будет мотивировать ежедневно.
R — Актуальная
С этим пунктом я полностью согласен, любая цель должна быть значимой для вас. Порой бывает сложно найти истинную цель, так как общество навязывает нам свои цели и со временем мы начинаем думать, что цели, которые нам навязало общество, наши. О том как найти истинную и значимую цель будет в следующих занятиях.
T — Ограниченная по времени
Передо мной стоит конкретная (нематериальная) цель, я четко знаю чего хочу и ежедневно стремлюсь к этому. Мотивации у меня достаточно чтобы ежедневно, включая выходные дни, вставать в 05:00 и быть эффективным на протяжении всего дня. Первые 1,5 года я был в большом убытке от цели, к которой стремился и она мне не приносила ничего, кроме проблем. Но мотивации было достаточно, чтобы ежедневно вставать в 05:00 и действовать. Сейчас, конечно, все иначе и я нахожусь в полной внутренней гармонии и стабильности в плане финансов. Был ли у меня срок у этой цели, которая позволила мне 1,5 года работать в режиме полного внутреннего дисбаланса? Конечно нет, ей невозможно поставить срок. Эта цель мотивирует меня и сейчас и у нее до сих пор нет срока, есть примерное представление в сроках, но это лишь предположение.
Вернемся к нашему примеру. Итак «Стать маркетологом №1 в России и обойти Игоря Манна». Срок этой цели так же установить невозможно. Даже если вы каким то чудом определите срок в 10 лет и будете думать, что это реально, то могу вас расстроить: Игорь Манн также как и вы будет развиваться, выпускать новые книги и еженедельно выступать перед людьми.
Планирование и целеполагание
Эти 2 понятия дополняют друг друга. Постановка целей, независимо от их уровня, требует составления плана действий. Только в таком случае вы достигнете успеха. Но помните, что планирование условно. Вы не сможете защитить себя от непредвиденных обстоятельств.
Человек, освоивший навыки планирования, получает массу бонусов:
- Может концентрировать внимание на том, что по-настоящему важно.
- Точно знает, что нужно сделать для достижения тех или иных целей.
- Умеет избавляться от страхов, неуверенности, сомнений.
- Обладает достаточной мотивацией для движения.
- Понимает, какие решения помогут добиться желаемого.
- Эффективно пользуется ресурсами и умениями.
- Обретает уверенность в правильности действий.
Чтобы получить эти бонусы, нужно разобраться с оперативными целями. Только после удовлетворения физиологических и инстинктивных потребностей у вас появится время для планирования более глобальных задач. Вы сможете сосредоточиться на саморазвитии, продвижении по карьерной лестнице или достижении материальных благ.
Педагогическая статья «Целеполагание. Мотивация».
Николаева Татьяна Валерьевна Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Тверской технологический колледж»
По настоящему высоко может зайти лишь тот, кто знает, куда он идет.» Кромвель
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного чёткого определения его конечной цели — чего преподаватель хочет добиться, какими средствами, и каким способом, чтобы цель была достигнута.
В педагогической деятельности объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом — уровень облученности, развитости и воспитанности обучающего.
Цель учебного занятия – это его результаты, достичь которых мы планируем, используя дидактические, методические и психологические приемы. Педагогические цели и задачи учебного занятия образуют многоуровневую систему, включающую:
- стратегические цели образования: изложены в Концепции модернизации, в Законе об образовании, в образовательном стандарте;
- общие и частные цели обучения: изложены в образовательной программе ОУ, в документах, отражающих его специфику;
- дидактические цели занятия: связаны с ключевым смыслом занятия как основной формы организации учебного процесса — усвоения учебного материала;
- конкретные задачи учебного занятия.
Цель возникает не случайно.
Приступая к формулировке целей, педагог:
- изучает требования образовательного стандарта и программы;
- обращает внимание на требования к системе ЗУН по данной теме как основе развития познавательной самостоятельности обучающихся;
- определяет приёмы учебной работы, которыми важно овладеть обучающемуся;
- выбирает наиболее эффективные и технологичные из имеющихся ресурсов;
- выявляет ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личностную заинтересованность обучающегося в результатах обучения.
Задача педагога состоит в том, чтобы методически корректно сформулировать цели учебного занятия и спроектировать средства их достижения.
Целеполагание – это процесс порождения новых целей в учебной деятельности обучающихся. Оно предполагает:
- мотивацию;
- выделение предмета деятельности;
- постановку учебной задачи.
Для создания мотивации педагог вводит обучающихся в ситуацию противоречия между «знанием и незнанием», явлениями для разрешения, которых у них не хватает знаний, способа решения новой задачи или и знаний и способа решения.
Практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, научить обучающихся не только отвечать на них, но и формулировать свои.
Некоторые приемы целеполагания:
Тема-вопрос — тема учебного занятия формулируется в виде вопроса. Обучающимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Обучающиеся выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других.
Работа над понятием — обучающимся предлагаю для зрительного восприятия название темы учебного занятия и просят объяснить значение каждого слова. Далее, от значения слова определяем цель урока.
Подводящий диалог — на этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем обучающиеся не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия.
Проблемная ситуация — создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:
- самостоятельное решение
- коллективная проверка результатов
- выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
- постановка цели учебного занятия.
Цель — это заранее запланированный конечный результат обучения, воспитания и развития обучающихся.
Все три цели тесно взаимосвязаны, но их роль в организации и проведении занятия различна. Одна из них , как правило , выступает в роли основной, а другие , решая собственные задачи , в то же время помогают достижению главной , ведущей цели.
К образовательным целям занятия относят формирование программных знаний и умений на определённом уровне : ознакомительном , репродуктивном ( добиться понимания и воспроизведения конкретного программного материала и т.п .) или итоговом ( сформировать знания и умения в соответствие с требованиями программы): научить самостоятельно добывать знания, владеть ими, формировать навыки точно выполнять действия, доведённые до автоматизма, формировать сочетание знаний и навыков, обеспечивающих успешное выполнение деятельности.
Развивающие цели направлены на общее развитие обучающихся, развитие не только их интересов, но и способностей, воспитание положи-тельного отношения к знаниям, к процессу учения; формирование идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретение опыта адекватного поведения в любом обществе: развитие мышления, развитие элементов творческой деятельности как качеств мышления, развитие навыков устной и письменной речи; развитие «умений учиться, развитие памяти, развитие критического мышления, навыков групповой самоорганизации, умения вести диалог, способности четко формулировать свои мысли.
Цель воспитания предполагает формирования у обучающихся определённых свойств личности и черт характера: воспитание уважения к своей Родине, активной жизненной позиции, честности, человеческой порядочности, уверенности в своих силах. Учебное занятие обладает возможностями влиять на становление многих качеств личности обучающего.
Таким образом, целеполагание – самая важная часть конструирования учебного занятия, планируя учебное занятие, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное – воспитание и развитие личности.
Если хотите, чтобы ваши цели были эффективными, сформулируйте их так, чтобы они были:
- Вдохновляющими, сконцентрированными на результат, а не действия
- Ограниченными по времени
- Дерзкими, но достижимыми
- Конкретными
- Измеряемыми
Литература
- Технология целеполагания урока. Г.О.Аствацатуров. Волгоград, издательство «Учитель», 2008.
- Кульневич. С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1: Научно-практ. пособие.- Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2006
- Подходы к целеполаганию на уроке информатики. https://www.eidos.ru.
- Формирование навыка целеполагания. https://www.gimnazy161.ru.
- Каким должен быть современный урок. https://www.it-n.ru.
- Активизация мыслеречевой деятельности деятельности учащихся на этапе урока «Постановка учебной задачи». https://www.festival.1september.ru.
- Целеполагание при проектировании урока. https://nmc,nevarono.ru.
Технологии целеполагания
Цель, в отличие от мечтаний, – не что-то абстрактное. Это вполне осуществимое желание. Достичь ее не так уж и сложно. На помощь придут особые технологии процесса целеполагания.
SMART
Расшифровка этого метода постановки целей выглядит так:
- Specific. Желание должно быть конкретным. Максимально точно описывать конечный результат.
- Результат должен быть осязаемым или измеримым. Вам нужно указать в плане действий, чего вы хотите. Напишите сумму, которую планируете заработать за определенный промежуток времени, выберите марку автомобиля, который хотите купить. Или же приведите пример для наглядности.
- Не ставьте нереальные цели. Они должны быть видимыми, достижимыми. В противном случае вы столкнетесь с депрессией.
- Важно, чтобы цель оставалась актуальной и на момент ее достижения.
- Time-bound. Давайте на достижение целей конкретные сроки.
Следуя этой технологии, вы сможете избежать разочарования. Ваши желания будут максимально реалистичными и достижимыми. А значит, вас в любом случае ждет успех.
Метод Брайана Трейси
По-другому называется упражнением Брайана Трейси. Возьмите чистый лист бумаги. Запишите на нем 10 целей так, будто вы их уже достигли. Каждый пункт начинайте со слова «Я». Также уточняйте дату. Например, напишите, что вы заработали свой первый миллион к 31 декабря 2021 года.
Такие записи станут своеобразным приказом для подсознания действовать в нужном направлении. Пересмотрите цели еще раз. Представьте, что у вас есть возможность достигнуть одну из них прямо сейчас. Что вы выберите? Какая из целей изменит вашу жизнь и поможет реализовать остальные желания?
Теперь вам нужно составить план действий. Не забудьте упомянуть возможные препятствия и непредвиденные обстоятельства. Выстройте действия в порядке важности. Приступайте к их выполнению.
Каждый день думайте о своей цели, визуализируйте ее. По словам Брайана Трейси, если что-то делать 7 дней в неделю, жизнь точно изменится. Так почему не начать уже сегодня?
Технология целеполагания Глеба Архангельского
Вышеописанные методы эффективны, когда цели уже определены. Но ведь бывает, цель еще н найдена, а условия для ее реализации меняются со скоростью звука. Как быть в такой ситуации?
- Чтобы поставить цель, нужно определиться с жизненными ценностями, рассмотреть, на какие сферы они оказывают влияние, выяснить характер этого влияния.
- Поставленная цель не должна противоречить ценностям и приоритетам.
- Процесс достижения целей делится на несколько уровней. Текущие задачи и потребности всегда сравниваются с ценностями.
- Каждой цели отводится определенный временной промежуток.
- Дела разделяются на жесткие и мягкие. Первые имеют привязку ко времени или дате. Вторые планируются с учетом внешних обстоятельств.
И еще одна важная деталь. Дела и задачи группируются на стратегические, оперативные, тактические. Каждому из них отводится ограниченный период времени.
Семь компонентов эффективного целеполагания
Успешный человек кардинально отличается от неудачника. И начинается путь к успеху с чёткого осознания себя, своей реальности и своих целей.
Оглянитесь вокруг себя, посмотрите на себя и свою жизнь. По законам Вселенной, все, что вы сейчас имеете — это результат совокупности ваших мыслей, желаний, идей и действий. И в случае если вас не устраивает такое положение дел, то это может послужить отличной мотивацией для перемен. Есть вы и та реальность, в которой вы живёте, и есть вы и ваша желаемая реальность, о которой мечтаете. Жизнь, в которой вы здоровы физически, эмоционально уравновешенны. У вас есть высокооплачиваемая работа или свой бизнес, в котором реализуете свой потенциал, счастливая, любимая и любящая семья…
В этой статье мы поговорим о самом актуальном и эффективном инструменте — целеполагании! Этот навык является основным компонентом в формировании желаемой реальности.
- Ставьте цели.
Если у вас нет собственных целей, вам неизбежно придётся работать на реализацию чужих.
Поставленные цели всегда работают. Они просто необходимы. Дело в том, что многие люди совсем не вникают в простые действия и не придают значения краткосрочным целям. А ведь из них и складываются долгосрочные и глобальные цели. Некоторые живут бесцельно, другие просто вовлекаются в популярные идеи и общепринятые цели. Безусловно, путь к созданию желаемой реальности очень часто идёт в обход всяческих рекордов и невероятных достижений, для него характерна установка на ряд последовательных, простых и понимаемых задач, на достижимые цели. Важнее знать, куда идёшь, чем быстро оказаться неизвестно где.
- Планируйте и расставляйте приоритеты.
Планируйте свой день. Заведите блокнот или скачайте приложение. Грамотно и оптимально систематизируйте своё время, встречи, мероприятия, отдых. Выделите дела срочные и важные, расставьте приоритеты. Регулярно задавайте себе вопрос: иду я к своим целям, стою на месте или вовлёкся в чужую реальность? Помните, что самый действенный метод в таём менеджменте — это отказ от ненужных дел.
- Личная ответственность.
У всех, кто смог чего-то достичь в жизни, есть отличительная черта — личная ответственность. Большинство людей берут на себя ответственность за родителей, детей и т.д., но мало кто берёт ответственность за себя на себя.
Необходимо взять на себя ответственность за свои мысли, решения и действия. Не ждите счастливых случаев или подходящих обстоятельств, за вас никто ничего не сделает. Вы и только вы способны это сделать! Понимание личной ответственности характерно для позиции взрослого и осознанного человека: «Я отвечаю за то, за что должен отвечать я, вы должны отвечать за своё».
— Прилив не даст нам зайти в порт…
— А что, кораблём командует прилив?
Можно стать более ответственными, задавая себе несколько раз в день следующие вопросы: какие передо мной существуют возможности для их использования? Что я могу сделать? Вместо мыслей и высказываний в стиле «я хочу» иногда лучше спросить себя: что я могу сделать, чтобы получить то, что хочу?
Чтобы обрести больше ясности в том, поступаю ли я ответственно, полезно спросить себя: если я хочу быть полностью ответственным за свои поступки прямо сейчас, что мне нужно сделать? Будьте осознанны в своём выборе и готовы к последствиям.
- Цели и ценности.
Выпишите все свои цели и ценности. Расставьте ценности в порядке значимости для вас на момент времени. Совместите их и вникните, нет ли в них противоречий. В случае, когда у вас на первом месте ценность семья, а основные цели в сфере бизнеса, очевидно, необходима корректировка. Все противоречия требуется привести в согласие.
- Обучайтесь.
Успех и эффективность требуют регулярного личностного развития. Определив и поставив цели, выявите навыки, необходимые вам для реализации задуманного. Осваивайте и прокачивайте навыки постоянно. Не для кого не секрет, что самые выгодные вложения в себя. Нам очень повезло жить в такое время, когда для получения нужной информации достаточно захотеть и сделать элементарные шаги. Сейчас в мире изобилие всего что пожелаешь, необходимо просто позволить себе этим пользоваться.
- Будьте энергичны.
На осуществление любого действия требуется определённое количество энергии. Исследуйте себя, наблюдайте за собой, ежедневно выявляйте, раскрывайте и используйте свой потенциал.
Избавьте себя от всех токсичных и деструктивных мыслей, чувств, связей. Освободитесь от всех ограничивающих убеждений, страхов, обид, сомнений. Всё это препятствует достижению целей и полноценной жизни. Определите все свои мотивы и стимулы, ресурсы внешние и внутренние. Поймите и осознайте все свои источники энергии, всё, что наполняет и подпитывает вас! Не важно, что это — гимнастика, йога, релаксация или медитация. Включите в своё расписание всё это. Делайте то, что любите, и любите, что делаете: поход в кино, на выставку, форум, поездка за границу или прыжок с парашютом…
У вас мало что получится, если вы не будете внимательны к себе. Наш мозг так устроен и работает максимально продуктивно, когда все системы нашего организма в балансе и согласии. Поэтому полноценный сон, сбалансированное питание и регулярный отдых — это залог успеха!
- Действуйте.
Необходимо чётко понимать и осознавать: ваше будущее вовсе не обязательно должно быть таким же, как ваше прошлое. Только в том случае, если вы думаете и делаете то, что думали и делали всегда, вы получаете то, что всегда получали. Соответственно, изменив компоненты, изменится результат.
Для оптимальной реализации целей необходим осознанный выбор, подкреплённый личной ответственностью и необходимыми действиями. Действия должны быть чёткими, продуманными, системными и регулярными. Успешный человек — это тот, кто сумел превратить мечты в цели, а цели сделать реальностью.
Действуйте! Достигайте намеченных целей! Сотворяйте свою желаемую реальность с лёгкостью, радостью, любовью и благодарностью. Творчески подходите к процессу целеполагания! Успехов во всех делах и начинаниях!