Инновационная разработка «Куклотерапия как метод коррекционного воздействия на детей с ограниченными возможностями здоровья»


Показания к применению метода

Для маленьких детей все – игра. Поэтому существенных показаний выделить нельзя, так как игры – это основной досуг малышей. Когда дети играют, они находятся в хорошем настроении, не расценивают это как что-то неприятное и отталкивающее. Средства игротерапии эффективны в следующих случаях:

  • фобии;
  • необщительность, замкнутость;
  • агрессия к окружающим и животным;
  • непослушание или чрезмерное послушание;
  • проблемы в отношениях с родителями, братьями и сестрами и др.;
  • отсталость в речевом развитии;
  • вредные привычки (например, грызть карандаш во время рисования);
  • постоянные стрессы;
  • проблемы с успеваемостью;
  • проблемы с чтением.Источник: О’Коннор К. Теория и практика игровой психотерапии. — С-Пб., 2002.

Главная


Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Краснодарский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», является комплексным учреждением, осуществляющим на территории города Краснодара социальную реабилитацию детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями в возрасте до 18 лет, а также семей, в которых дети воспитываются.

Основные направления работы центра:

• психолого-педагогическая реабилитация;

• социально-бытовая реабилитация и адаптация;

• социально-медицинская реабилитация;

• работа с родителями.

Для организации эффективной социальной реабилитации ребенка в структуре Центра предусмотрены пять отделений:

Отделение диагностики и разработки планов социальной реабилитации осуществляет:

— выявление детей и подростков с ограниченными возможностями, проживающих на территории функционирования центра; — сбор анамнеза болезни ребенка, его реабилитационного потенциала, а также сведений о его семье;

— проведение социально-психолого- педагогической диагностики детей;

— разработка индивидуальных планов реабилитации с учетом диагностики;

Отделение психолого-педагогической реабилитации осуществляет:

— проведение психолого-педагогической коррекции;

— организацию досуга детей и подростков с ограниченными возможностями;

— социально-психологический и социально- педагогический патронаж семей;

— психологическое консультирование родителей.

Отделение социально-медицинской реабилитации осуществляет:

— медицинское обследование детей и подростков с ограниченными возможностями;

— разработку индивидуальных планов социально- медицинской реабилитации;

— проведение реабилитационных мероприятий медицинского характера;

— выдачу в прокат реабилитационного оборудования.

Отделение дневного пребывания осуществляет:

— реализацию индивидуальных планов реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями;

— формирование у детей навыков общения, здорового образа жизни, общежитейских навыков и умений;

— обучение детей правильному поведению в быту и общественных местах, самоконтролю и другим формам общественной жизнедеятельности;

— социально-реабилитационную работу с родителями детей и подростков, взятых на обслуживание в отделение.

Стационарное отделение осуществляет:

— реализацию индивидуальных планов реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями;

— оказание квалифицированной социальной, медико-психологической, педагогической помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями;

— проведение мероприятий, направленных на социализацию детей и подростков с ограниченными возможностями;

— социально-реабилитационную работу с родителями детей и подростков, взятых на обслуживание.

Виды и формы игротерапии

В зависимости от психологических принципов, выделяют следующие виды методики:

  • для построения отношений;
  • индивидуальная;
  • групповая;
  • отреагирования;
  • примитивная;
  • и др.

В зависимости от используемых игрушек и особенностей приемов, выделяют очень много видов игротерапии. Рассмотрим основные:

  • Песочная. Ее цель – дать ребенку раскрыться, такая методика наиболее эффективна при работе с детьми с задержками психического развития. Песочная игротерапия способствует развитию фантазии, эмоций, мелкой моторики, речи, она позволяет побороть страх, агрессию, излишнюю активность, тревожность. Подробнее вы можете прочитать в нашей отдельной статье про песочную терапию.
  • Сказкотерапия. Общая характеристика такой игротерапии – лечение сказкой. Один из самых эффективных и доступны методов коррекции поведения ребенка, его сознания. При такой терапии детям читают терапевтические сказки. Это специальные истории, иллюстрирующие переживания и проблемы ребенка, его трудности в повседневной жизни, а также содержащие поучительные выводы и ненавязчивую мораль. Благодаря сказкотерапии, ребенок видит, что существует множество способов достичь своей цели, решить казавшиеся сложными задачи, раскрывается его творческий потенциал, появляется уверенность в себе, самоконтроль. Проводить такую терапию можно малышам с самого раннего возраста, когда они уже понимают речь. Для детей постарше сюжеты усложняются.
  • Куклотерапия. Метод лечения куклами, применяемый для развития самовыражения, коррекции отношений с родителями, саморегуляции.
  • Терапия отношениями. Основное – это подход к ребенку как личности, которая может управлять собой, имеет внушительный запас внутренних сил. Дети учатся понимать свои чувства, мысли, переживания, осознают себя как любимых и любящих людей.
  • Шахматная терапия. Это одновременно и творчество, и соревнование, и изучение стратегий.

Куклотерапия для детей дошкольного возраста

Куклотерапия

В настоящее время игровые методы все более активно используются в педагогике, поскольку игра – мощный инструмент воздействия на детскую психику. В игровой, неформальной обстановке дошкольники лучше усваивают не только знания, но и умения, незаметно для себя начинают корректировать своё поведение и преодолевать психологическую трудность. Особое значение для психологического развития детей имеют куклы, которые выступают атрибутом детства, детской культуры.

Кукла или мягкая игрушка – заменитель реального друга, который всё понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей разного возраста. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.

Заниматься куклотерапией можно и дома. Стоит повнимательнее посмотреть, во что и как играет ребенок. Можно составить ему компанию, а можно поставить кукольный спектакль или сделать куклу своими руками. Так же можно продумать несколько игр, которые корректировали бы основные проблемы в поведении ребенка.

В куклотерапии используются такие виды кукол, как куклы-марионетки, пальчиковые, плоскостные, перчаточные.

П альчиковые
куклы.
Наиболее простой вариант пальчиковой куклы – шарики от пинг-понга, на которых нарисованы различные выражения лиц разных персонажей. Эти куклы можно изготавливать из бумажных цилиндров (по размеру пальца). Процесс изготовления куклы очень быстрый, всего несколько минут и можно использовать с целью оперативной диагностики эмоционального состояния, настроения.

К уклы-марионетки.

Марионетка – это кукла на ниточках. Голова и суставы крепятся петлями и подвешиваются на ниточках к деревянной основе, которая управляет движениями этой куклы. Это могут быть куклы-животные или куклы, изображающие людей разного возраста и пола. Кукла может быть изготовлена из платка, и обвязана вокруг шеи шнуром, за который ребенок ее и водит.

Перчаточные
куклы.
Делаются из твердой головы и приклеенного к ней костюма. Указательный палец управляет головой, а большой и средний – руками. Перчаточным куклам присуще разнообразие в движениях и жестах. Они могут хохотать, плакать, кричать, обижаться, принимать различные позы, удивляться, «ныть», похихикивать и смотреть. Такие, куклы можно использовать для детских кукольных театров различных инсценировок, изображение сказок.

П лоскостные
куклы.
Они получили это название, потому что двигаются в одной плоскости. Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанную из плотного картона или тонкой фанеры. Руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися. Такие куклы можно использовать для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я». Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.

Куклотерапия – это игра, которая детям близка и понятна. Кукла освобождает ребёнка от стыда и неловкости, ведь игрушкам позволено совершать неправильные, предосудительные поступки, за которые ребёнка не накажут, потому что их совершил не он, а кукла. Играя с куклами, ребенок может более точно, чем словами, рассказать о том, что происходит в его жизни, что он чувствует, как относится к окружающим, при этом за все сказанное ответственность несет кукла, а не он сам. Точно также, с помощью кукольной игры, взрослый может донести до ребенка то, что ребенок не поймет словами. По сути, куклотерапию можно представить как общение взрослого с ребёнком через посредника, то есть куклу.

Педагог-психолог Цыбулина Т.С.

ГКУ «КЦСОН Юго-Западного округа»

обособленное структурное подразделение

отд м.р. Красноармейский

Средства игротерапии

Обязательно присутствие взрослого, который будет ведущим – родитель, игротерапевт. Ведущий предоставляет ребенку средства, чтобы он мог в игровой форме раскрыться, подобранные строго индивидуально. Это могут быть: лепка из пластилина, танцы, рисование, куклы, песок, конструкторы, ролевые сюжеты, подвижные игры. Кроме того, могут подбираться и любые другие средства, чтобы раскрыть личность ребенка, его внутренний мир, смоделировать проблемные ситуации и разрешить конфликты – внешние и внутренние.

Источники:

  1. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4825459/ The Effect of Group Play Therapy on Social-Emotional Skills in Pre-School Children. Ahdieh Chinekesh, Mehrnoush Kamalian, Masoumeh Eltemasi, Shirin Chinekesh, and Manijeh Alavi
  2. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2989834/ Play Therapy Considerations and Applications for the Practitioner. Ritesh Kool, MD and Timothy Lawver, DO
  3. О’Коннор К. Теория и практика игровой психотерапии. — С-Пб., 2002.

Информация в статье предоставлена в справочных целях и не заменяет консультации квалифицированного специалиста. Не занимайтесь самолечением! При первых признаках заболевания необходимо обратиться к врачу.

Понятие и задачи куклотерапии

Куклотерапия представляет собой направление арт-терапии, помогающее клиенту прожить эмоции, которые ему не удалось прожить ранее. Арт-терапия включает 3 элемента:

  • Психотерапевта,
  • Клиента,
  • Промежуточный объект, арт-продукт, находящийся между ними.

Арт-продукт должен быть сотворен самим клиентом на сессиях. Он может быть представлен рисунком, изделием из глины или пластилина, мелодией, инсталляцией, коллажем.

В рамках куклотерапии третьим элементом выступает кукла. Куклотерапия — это действенное и глубинное направление, поскольку клиент переносит на куклу свои чувства, внутренние состояния и эмоции.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Куклотерапия как метод психологической коррекции 420 руб.
  • Реферат Куклотерапия как метод психологической коррекции 270 руб.
  • Контрольная работа Куклотерапия как метод психологической коррекции 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В состав задач, которые призвана решать куклотерапия, входят:

  • Помощь в реакции на эмоции;
  • Актуализация ресурсов;
  • значительное расширение спектра личностных ролей;
  • Появление возможности проработки темы собственной внешности и образа «Я»;
  • Рост самооценки и уверенности в себе.

Человек, которого подвергают терапии, может наделять куклу состояниями и возможностями, которые он желает иметь и развивать. При осуществлении взаимодействия с куклой, при ее создании, трансформации, человек может проработать некоторые ограничивающие убеждения, прошлые образы себя, травмирующие состояния.

Процесс создания и трансформации кукол чем-то может напомнить медитацию, поскольку человек полностью погружается в себя, прислушивается к своему внутреннему миру, передает часть себя в куклу.

Создавая куклу, человек может сформировать свой собственный идеальный образ, проработав свою внешность. Если кукла не понравится, то ее всегда можно переделать.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]