Лабораторная работа » СТРОЕНИЕ ВЕГЕТАТИВНЫХ И ГЕНЕРАТИВНЫХ ПОЧЕК, РАСПОЛОЖЕНИЕ ИХ НА СТЕБЛЕ»


Лабораторная работа » СТРОЕНИЕ ВЕГЕТАТИВНЫХ И ГЕНЕРАТИВНЫХ ПОЧЕК, РАСПОЛОЖЕНИЕ ИХ НА СТЕБЛЕ»

«_____» ______________ 20_____г.

Лабораторная работа № 7

Практическая

СТРОЕНИЕ ВЕГЕТАТИВНЫХ И ГЕНЕРАТИВНЫХ ПОЧЕК, РАСПОЛОЖЕНИЕ ИХ НА СТЕБЛЕ

Цель работы:

изучить строение почек; доказать, что почка — это за­чаточный побег.

Материалы и оборудование:

безлистные побеги рябины (сирени, кашта­на конского, клена или других растений), лупа, препаровальная игла, предметные стекла, лезвие или скальпель.

Ход работы

  1. Рассмотрите побеги предложенных вам растений.

Найдите верхушечную и боковые почки.

Зарисуйте часть побега, обозначив верхушечную

и боковые почки.

  1. Определите, какой тип расположения почек характерен для выданных вам растений. Зарисуйте схемы расположения почек. Под схемами приведите примеры растений с разными типами почкорасположения.

Типы расположения почек на стебле

  1. На ветке клена (или другого растения) найдите более мелкие вы­тянутые (вегетативные) и более крупные округлые (генеративные, или цветочные) почки.
  1. Отделите почки от побега, рассмотрите их. Какие приспособления помогают почкам переносить неблагоприятные условия?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Разрежьте вегетативную почку вдоль, рассмотрите ее в лупу. Най­дите зачаточный стебель, на верхушке которого расположен конус нарастания, зачаточные листья, кроющие чешуи. Зарисуйте вегета­тивную почку в разрезе. Подпишите названия ее частей.

Строение вегетативной почки:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Осторожно разрежьте крупную генеративную (цветочную) почку вдоль и рассмотрите с помощью лупы ее внутреннее строение. Найдите зачатки цветков на зачаточном стебле. Зарисуйте схему строения генеративной почки.

Строение генеративной почки:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сравните строение вегетативной и генеративной почек. Что общего в их строении и чем они различаются?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сравните строение почки и типичного побега (см. рис. 110 на с. 132 учебного пособия). Докажите, что почка представляет собой зача­точный побег.

Вывод:________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дайте краткие ответы на вопросы

  1. Каким образом можно доказать наличие у растений спящих почек?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В населенных пунктах проводят обрезку деревьев и кустарников. С какой целью это делают? Можно ли проводить такую обрезку ежегодно?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Осенью во время экскурсии учащиеся обратили внимание, что от пней срубленных весной кленов и тополей за одно лето выросли молодые побеги высотой до 1 м, а всходы этих растений, растущие рядом, не превышают 10—15 см. Объясните, из чего развивается пневая поросль и почему она растет быстрее всходов из семян.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполните задание

Поставьте в воду ветку смородины (крыжовника, вишни или ка­кого-либо другого кустарника или дерева). Понаблюдайте за раз­витием побегов из почек. Отметьте, когда произошло набухание почек, появление и развертывание зеленых листочков. Проследите за ростом побега в длину. Обратите также внимание на образование придаточных корней. Данные наблюдений занесите в таблицу.

Развитие побегов __________________из почек

Начало опыта (дата) Набухание почек (дней от начала опыта) Появление листьев (дней) Развертывание листьев (дней) Образование придаточных корней (дней)

Сделайте вывод, каким образом происходит развитие побега и почки.

Вывод:

_________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Строение и многообразие покрытосеменных растений.

57. Заполните схему. Органы покрытосеменного растения: Вегетативные — корень, побег; Генеративные — цветок, плод с семенами.

58. Выполнив лабораторную работу «Строение семян двудольных растений» (см. с. 93 учебника), на рисунке подпишите части семени фасоли.


59. Выполните лабораторную работу «Строение зерновки пшеницы» (см. с. 94 учебника). На рисунке подпишите части зерновки пшеницы.

1 — околоплодник, сросшийся с семенной кожурой; 2 — эндосперм; 3 — семядоля; 4 — почечка; 5 — стебель; 6 — корешок; 7 — зародыш; Вывод: В зародыше содержится много органов. Зародышевый корешок, стебелек, почечка и семядоли.

60. Заполните таблицу «Сравнение семян двудольных и однодольных растений».


61. Сравните части семени и проростка. Покажите стрелками на схеме, из каких частей семени развились соответствующие части проростка.

Вывод: Зародыш — зачаток будущего растения. Каждый из органа зародыша очень важен, из него развиваются органы будущего растения.

62. Рассмотрите рисунки. Укажите тип корневых систем изображенных растений. 1 — стержневая; 2 — мочковатая.

63. Выполнив лабораторную работу «Стержневая и мочковатая корневые системы» (см. с. 97 учебника), заполните таблицу.

Вывод: У двудольных корневая система стержневая , а у однодольных мочковатая.

64. Какой агроприем изображен на рисунке? С какой целью его применяют? Больше клубней, больше боковых корней создается при окучивании. И становится больше урожая. Окучивание очень полезно для растений.

65. Рассмотрите изображение продольного разреза молодого корня. Укажите, какие части корня обозначены цифрами. 1- корневой чехлик; 2 — зона деления; 3 — зона роста; 4 — зона всасывания; 5 — зона проведения; 6 — корневые волоски.

Выполнив лабораторную работу «Корневой чехлик и корневые волоски» (см. с. 101 учебника), укажите, что обозначено цифрами.

1 — оболочка; 2 — вакуоль; 3 — глазок; 4 — корневой чехлик.

66.Сравните строение клеток кожицы лука и корневого волоска, изображенных на рисунке. Соедините стрелками одинаковые части этих клеток.

Вывод: У них схожий: глазок, вакуоли, цитоплазма и оболочка.

67. Заполните таблицу «Связь строения зон корня с выполняемыми функциями».

Вывод: У корня много зон, и каждая зона выполняет свою работу.

68. Рассмотрите рисунок. Какой агроприем на нем показан? С какой целью он применяется? Пикировка — отщипывание кончика корня при рассаживании молодых растений с помощью заостренного колышка — пики.

69. Заполните таблицу «Видоизменения корней».


70. Закончите определение. Побегом называют стебель с расположенными на нем почками.

71. Подпишите части побега, обозначенные на рисунках.

1 — верхушечная; 2 — пазушная; 3 — междоузлие.

72. Выполнив лабораторную работу «Строение почек. Расположение почек на стебле» (см. с. 109 учебника), зарисуйте расположение почек на стебле. 1 — очередное; 2 — супротивное.

Подпишите части почек на рисунке. Укажите, какая из них вегетативная, а какая — генеративная.

1 — почечная чешуя; 2 — листья; 3 — почка; 4 — стебель. Вывод: у генеративной почки, почка размером больше.

73. Какие приспособления помогают почкам переносить неблагоприятные условия? Почечные чешуйки.

74. Закончите заполнение схем. Виды почек по строению: Вегетативные и генеративные. Виды почек по расположению на стебле: Очередное, супротивное и мутовчатое. Строение вегетативных почек: Почечная чешуя, листья зачат. , почка и стебель. Строение генеративных почек: Почечная чешуя, листья зачат., почка , стебель зачат.

75. Рассмотрите рисунок. Сравните строение почки и побега. Соедините стрелками соответствующие части почки и побега.

Вывод: Каждый орган почки вырастает и становится органом будущего растения.

76. Рассмотрите рисунок. Подпишите, какие это листья по способу приклепления к стеблю и каковы их части.


77. Рассмотрите рисунок. Выпишите отдельно цифры, которыми обозначены простые листья и сложные листья. Простые листья: 1, 4, 6, 8, 7. Сложные листья: 2, 3, 5.

78. Рассмотрите рисунок. Определите, какой тип жилкования имеют эти листья.


79. Выполните лабораторную работу «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение» (см. с. 115 ученика), заполните таблицу.


80. Рассмотрите рисунок. Что на нем изображено? Подпишите, что обозначено цифрами.

Устьице с окружающими его клетками кожицы. 1 — Замыкающая клетка; 2 — Устьичная щель; 3 — Хлоропласт; 4 — клетки кожицы.

81. Выполнив лабораторную работу «Строение кожицы листа» (см. с. 116-117 учебника), сделайте рисунки и подписи к ним. Вывод: в состав кожицы листа входят устьичная щель, клетки кожицы, хлоропласт, межклетник.

82. На рисунке изображён поперечный срез листа. Выполнив лабораторную работу «Клеточное строение листа» (см. с. 118-119учебника), сделайте подписи.


83. На рисунке изображены световой и теневой листья. Какие особенности строения характерны для каждого из них? 1 – световой лист 2 – теневой лист. Теневые листья более тонкие и имеют более тёмную зелёную окраску. У световых листьев окраска более светлая.

84. Укажите, какие растения представлены на рисунке и во что превращены их видоизменённые листья.


85. Рассмотрите рисунок. Укажите виды стеблей по направлению роста.


86. На рисунке подпишите слои на стволе спиленного дерева.


87. На рисунке рассмотрите поперечный срез ветки. Подпишите его основные части.


88. Заполните таблицу.


89. Выполнив лабораторную работу «Внутреннее строение ветки дерева» (см. с. 128-129 учебника), сделайте рисунки и подписи к ним.


90. Выполнив лабораторную работу «Строение клубня» (см. с. 131-132 учебника), на рисунке соедините стрелками срез клубня с поперечным срезом стебля. На рисунке подпишите соответствующие слои.

Вывод: на обоих рисунках строение одинаковое, хотя выглядят они по-разному.

91. Выполните лабораторную работу «Строение луковицы» (см. с. 133 учебника). На рисунке подпишите её основные части.

1 – чешуя 2 – видоизменённые листья 3 – почки 4 – донце 5 – придаточные корни Вывод: у лука довольно простое строение, это: чешуя, видоизменённые листья, почки, донце, придаточные корни.

92. Заполните таблицу «Функции видоизменённых побегов».


93. На рисунке подпишите названия частей цветка.


94. На рисунке сравните цветки вишни и тюльпана. Подпишите их основные части. В чём сходство строения этих цветков? В чём различие?

Вывод: у первого цветка двойной околоцветик, а у второго – простой.

95. Выполнив лабораторную работу «Строение цветка» (см. с. 138 учебника), зарисуйте части цветка и подпишите их названия.

Формула цветка Ч5 Л5 Т∞ П1

96. Сравните на рисунке цветки капусты и виолы. В чём их различие? Подпишите, как называют такие цветки.

В првильном можно провести несколько плоскостей симметрии, а в неправильном — только одну.

97. Впишите пропущенные слова. Цветки, имеющие как тычинки, так и пестики, называют обоеполые. Цветок, имеющий только тычинки, называют тычиночный, а цветок, имеющий только пестики, называют пестичным. Если на растении развиваются как тычиночные, так и пестичные цветки, то его называют однодомные. Если тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные – на других, то такие растения называют двудомными.

98. Заполните таблицу «Особенности строения соцветий».


99. Выполните лабораторную работу «Соцветия» (см. с. 141 учебника).

Вывод: биологическое значение соцветий в том, что мелкие, часто невзрачные цветки, собранные вместе

100. Закончите заполнение схемы «Классификация плодов». Плоды: 1) сухие – односеменные, многосеменные; 2) сочные – односеменные, многосеменные.

101. Выполните лабораторную работу «Классификация плодов» (см. с. 146 учебника). По результатам работы заполните таблицу.


102. Заполните таблицу.


103. Решите кроссворд №4.

Почки листовые и цветочные, их расположение на стебле.

Стебель является частью растения, связывающей между собой основные органы питания — корень и листья.

Стебель с расположенными на нем листьями или почками называют побегом. Каждый побег развивается из почки. Вспомните: листья могут располагаться поочередно, супротивно и мутовчато. Места, где располагаются листья, называют узлами, а участки между двумя ближайшими узлами называют междоузлиями.

Различают удлиненные побеги с длинными междоузлиями и укороченные — с короткими междоузлиями и сближенными узлами.

Угол между листом и лежащим выше него междоузлием носит название пазухи листа.

На вершине побега имеется обычно верхушечная почка, а в пазухах листьев — пазушные, или боковые, почки.

Рис. 70. Расположение почек: 1 — очередное; 2 — супротивное.

Изучая прорастание семян, вы наблюдали развитие побега из зародышевой почки семени

фасоли. Как же развивается побег из почки, расположенной на стебле? Рассмотрим побег тополя или яблони. На верхушке этих побегов находится по одной верхушечной почке. По бокам каждой ветки в тех местах, где были листья, расположены боковые почки.

Боковые почки располагаются на стебле так же, как листья. На ветвях тополя и яблони почки расположены поодиночке, друг за другом. Такое расположение называют очередным. Очередное расположение почек имеют многие деревья и кустарники: вишня, береза, черемуха, орешник и другие.

Если же мы рассмотрим побеги сирени, бузины, жасмина, жимолости или комнатного растения фуксии, то увидим совсем иное размещение почек. Они расположены по две, одна против другой — супротивно. Посмотрим, какое строений имеют почки.

Почка снаружи покрыта плотными кожистыми чешуйками, защищающими ее от дождя, ветра и других неблагоприятных условий.

Срежем с побега одну из почек и рассмотрим ее с помощью лупы. Под чешуйками хорошо заметны зачаточный стебель , расположенный в самом центре почки, и маленькие, сморщенные зачаточные листья. В пазухах этих листьев находятся Зачаточные почки, похожие на крупинки, едва заметные даже в лупу. Таким образом, почка представляет собой зачаточный побег.

Если разрезать несколько почек, то можно увидеть, что внутри одних вокруг зачаточного побега расположены только зачаточные листья. Такие почки называют вегетативными или листовыми. Внутри других почек заметны зачаточные бутоны. Это цветочные почки.

Цветочные почки по внешнему виду можно отличить от вегетативных. Они крупнее вегетативных и имеют округлую форму.

Рис. 71. Почки верхушечная (1) и боковая (2).

Рис. 72. Почка цветочная (1) и листовая (2).

По расположению на побегах почек, их форме, величине, окраске, опушению и по некоторым другим признакам, характерным для каждого вида растения, можно определить название дерева или кустарника даже в зимний период.

При распознавании деревьев и кустарников зимой обратите внимание на следующие характерные для почек признаки.

Почки обычно располагаются прямо на стебле. Исключение составляет ольха. У ольхи они сидят на особых ножках, и по этому признаку, а также по сережкам и маленьким шишечкам ольху легко отличить от других деревьев. Тополь узнают по его клейким смолистым заостренным почкам, обладающим своеобразным приятным запахом. Почка ивы покрыта только одной чешуей, напоминающей колпачок. У крушины вообще нет почечных чешуек. Продолговатые крупные почки рябины опушены и поэтому хорошо отличимы от почек других деревьев.

Почки черемухи и черной смородины обладают приятным душистым запахом. У супротивно расположенных почек бузины, наоборот, запах неприятный. Понюхав их, вы сразу отличите бузину от других кустарников.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

так то ЕНТ / Биология / Лабораторные работы по биологии

Тема: ПОБЕГ

25.09.2014 11459 0

Лабораторная работа 10.

Строение вегетативной и генеративной почек

Цели:

показать особенности строения вегетативной и генеративной почек растения, сравнить строение вегетативной и генеративной почек растений; продолжать формировать навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование:

живые побеги сирени, бузины, клена, каштана, лупа, пинцет, препаровальная игла, скальпель.

Ход работы:

1. Рассмотрите расположение почек на побеге. Найдите боковые и верхушечную почку. Какое расположение имеют почки?

2. Оторвите одну из боковых почек побега. Аккуратно снимите с нее почечные чешуи подсчитайте их количество.

3. Аккуратно разрежьте боковую почку вдоль. Рассмотрите зачаточные листья и зачаточный стебель. Подсчитайте количество зачаточных листьев. Какая это почка – вегетативная или генеративная?

4. Зарисуйте внешний вид и внутреннее строение почки. Подпишите, что это за почка? Подпишите ее основные части.

5. Рассмотрите верхушечную почку побега. Подсчитайте количество почечных чешуй.

6. Аккуратно разрежьте почку вдоль. Найдите зачаточный стебель, зачаточные листья, зачатки цветков. Сколько зачаточных листьев вы видите? Какая это почка – вегетативная или генеративная?

7. Зарисуйте внешний вид и внутренне строение почки. Подпишите, что это за почка? Подпишите ее основные части.

8. Сравните увиденные вами почки, сделайте вывод о сходствах и различиях этих почек. Как они связаны с выполняемыми ими функциями?

Лабораторная работа 11.

Внешнее строение видоизмененных подземных побегов – корневища и луковицы

Цели:

показать особенности строения корневища и луковицы, сравнить строение этих видоизмененных побегов, сделать вывод о том, что эти части растений действительно являются видоизмененными побегами; продолжать формировать навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование:

клубни картофеля, луковицы лука, лупа, пинцет, препаровальная игла, скальпель.

Ход работы:

1. Рассмотрите внешнее строение луковицы. Найдите сухие пленочные чешуи, которыми покрыта луковица. Какова их основная функция?

2. Аккуратно разрежьте луковицу вдоль. Найдите и рассмотрите видоизмененный стебель, видоизмененные листья, верхушечную и боковые почки. Рассмотрите корни, отрастающие от стебля. Как называются эти корни? Какую корневую систему они образуют?

3. Зарисуйте продольный разрез луковицы. Подпишите ее основные части.

4. Рассмотрите внешнее строение клубня картофеля. Найдите верхушечную и пазушные почки («глазки»), найдите листовые рубцы («бровки»). Подсчитайте примерное количество глазков на клубне.

5. Зарисуйте внешнее строение клубня картофеля, подпишите ее основные части.

6. Сделайте вывод о сходствах и различиях в строении клубня картофеля и луковицы лука. Перечислите признаки, доказывающие, что клубни картофеля, луковицы лука действительно являются видоизмененными побегами.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]