Бихевиоральный подход в психологическом консультировании


Корабельникова Е. А.

Под общим названием «Когнитивно-поведенческая психотерапия», КПТ (англ. cognitive behavioural therapy, CBT) объединяется целое семейство психотерапевтических методов, связанных между собой сходством теоретических воззрений и технических приёмов, базирующихся на процессах переработки информации и являющихся обучающим процессом, обеспечивающим пациента новым опытом. В основе этого направления психотерапии лежит предпосылка, что причиной психологических и психосоматических расстройств лежат дисфункциональные убеждения и установки, изменив которые, проблемы можно решить.

Бихевиоральный подход в психологическом консультировании

Бихевиоральное направление в психологическом консультировании состоит в том, чтобы дать клиенту контроль над своими действиями, вызвать конкретные перемены его поведения (Э.Ч. Толмен, К.Л. Халл, Д. Уот-сон и Б. Скиннер). Делается акцент на том, что окружа­ющая среда воздействует на личность человека. Психо­лог вместе с клиентом пытается вмешаться в жизнен­ные условия клиента с целью их изменения. Это строит­ся на следующих основных составляющих:

1. Поощряется активность клиента.

2. Определяется проблема клиента через операционализа-цию поведения (перевод неясных слов в конкретные, на­блюдаемые действия).

3. Понимание контекста пробле­мы через функциональный анализ (причинно-следствен­ные связи).

4. Установление социально важных целей для клиента (конкретный план действий).

Также исполь­зуются процедуры изменения:

а) тренировка настойчи­вости (помогает преодолеть беспомощность и неадекват­ность) через вопросы, ролевые игры, перечисление аль­тернатив для принятия решения;

б) тренировка релакса­ции (целенаправленное уменьшение тревожности, осно­ванное на обучении глубокой релаксации, построении иерархии страхов и увязывание объекта тревоги с этой иерархией на фоне упражнений на релаксацию);

в) мо­делирование поведения и поощрение за желаемое пове­дение в сочетании с ведением записей;

г) поддержка у клиента нужного поведения — предотвращение рециди­вов, что дает контроль за собственным поведением. Стра­тегии предотвращения рецидивов разделяются по следу­ющим категориям: предвидение трудных ситуаций, регу­лирование мыслей и чувств, выявление нужных дополни­тельных навыков, выстраивание благоприятных последо­вательностей.

Техника предотвращения рецидива важна не только для психологии бихевиоризма. Проблема реци­дивов существует в работе психологов всех направлений, решение ее психологами-бихевиористами заслуживает огромного внимания всех практических психологов.

Бихевиоральный подход имеет много отличительных особенностей (включая аспекты, которые являются в первую очередь когнитивно-бихевиоральными). Вот перечень уникальных и сильных сторон бихевиорального подхода.

· Непосредственное обращение к симптомам. Поскольку большинство клиентов нуждается в помощи при разрешении конкретных проблем, консультанты, которые обращаются непосредственно к симптомам, часто могут оказать клиентам немедленную помощь. Кроме того, бихевиоральный подход годится для консультирования клиентов с нарушениями внимания, нарушениями поведения, расстройствами употребления пищи , токсикоманией, психосексуальными расстройствами, импульсивным поведением и фобическими расстройствами (Seligman, 1997).

· Сосредоточенность на событиях, происходящих «здесь и теперь». Клиент не должен исследовать прошлое, чтобы получить помощь в настоящем. Бихевиоральный подход экономит время и деньги.

· Доступность множества методов для применения их в консультировании. С 1969 по 1976 год количество бихевиоральных методов увеличилось более чем в два раза, и эта тенденция сохраняется в настоящее время. Консультанты могут применять бихевиоральные методы в различных условиях. Издается довольно много журналов по бихевиорально-ориентированному консультированию, таких как The Journal ofApplied Behavior Analysis

.

· Основание – теория научения, которая представляет собой хорошо сформулированный способ объяснения процесса усвоения новых форм поведения (Krumboltz & Thoresen, 1969, 1976). Теория научения продолжает развиваться и создавать практические приложения для использования в широком диапазоне областей (Rescorla, 1988).

· Поддержка Ассоциации совершенствования бихевиоральной терапии (Association for the Advancement of Behavior Therapy – ААВТ

), которая издает для своих членов этические руководства (Azrin, Stuart, Risely & Stolz, 1977). ААВТ способствует развитию практического применения и разъяснению бихевиоральных методов консультирования, пытаясь защитить публику от недобросовестных практикующих специалистов.

· Подкрепленность достоверными исследованиями влияния бихевиоральных методов на процесс консультирования. Начинающие консультанты могут использовать в качестве образца один из многих планов исследования. Общей характеристикой всех бихевиоральных подходов является их приверженность объективности и применение оценок.

· Объективность в определении и разрешении проблем. Таким образом, процесс консультирования демистифицируется, а клиенты и независимые «оценщики» получают возможность определить степень своей ответственности (Gilliland et al, 1998).

Бихевиоральному подходу присущи также некоторые ограничения.

· Рассматривается только внешнее поведение человека без обращения к нему как к личности. Критики утверждают, что многие бихевиористы, такие как Скиннер, «вычленили» человека из личности и заменили ее рассмотрением законов, которые управляют действиями в определенных условиях. Этот подход может оказаться слишком простым для объяснения сложного человеческого взаимодействия (Hergenhahn, 1994).

· Применяется иногда механически. Голдштейн (Goldstein, 1973) обращает внимание, что «наиболее общая ошибка новообращенных бихевиоральных терапевтов заключается в слишком поспешном применении методов» (р. 221). Даже притом что большинство бихевиористов уделяют внимание установлению раппорта с клиентами и проводят консультирование совместными усилиями, некоторые из них изначально недооценивают значение отношений клиента и консультанта, чем наносят вред престижу подхода.

· Больше всего подходит для контролируемых условий, которые трудно воспроизвести в обычных ситуациях консультирования. За этим замечанием скрывается опасение, что многие из бихевиоральных теорий были разработаны на основании исследований поведения животных – крыс и голубей. Многие консультанты задаются вопросом, будет ли бихевиоральный подход эффективен при работе с клиентами в условиях, далеких от идеальных.

· Применение методов, опережающих теорию (Thoresen & Coates, 1980). Бихевиоральными консультантами было инициировано быстрое увеличение количества новых методов, однако теория, которая должна лежать в основе этих методов, не поспевала за ними.

· Игнорирование анамнеза клиента и бессознательного. Хотя бихевиоральный подход может быть весьма полезен для клиента, который имеет отчетливую проблему поведенческого характера, он не может помочь тем, кто захочет разрешить свои прошлые проблемы или заняться прояснением бессознательного.

· Не учитываются стадии развития (Sprinthall, 1971). Скиннер (Skinner, 1974) обращает внимание на то, что внутренний мир ребенка развивается, но он и многие другие бихевиористы считают, что стадии развития дают мало информации для объяснения внешнего поведения. Вместо этого они утверждают, что процесс приобретения знаний обладает универсальными чертами.

· Клиента программируют «на минимальный или толерантный уровни поведения, поощряется конформизм, не развивается творческий потенциал и игнорируется потребности клиента в реализации своих способностей, самоактуализации и чувстве собственного достоинства» (Gilliland et al., 1998).

Расширенное определение модальности

Под общим названием «Когнитивно-поведенческая психотерапия», КПТ (англ. cognitive behavioural therapy, CBT) объединяется целое семейство психотерапевтических методов, связанных между собой сходством теоретических воззрений и технических приёмов, базирующихся на процессах переработки информации и являющихся обучающим процессом, обеспечивающим пациента новым опытом. В основе этого направления психотерапии лежит предпосылка, что причиной психологических и психосоматических расстройств лежат дисфункциональные убеждения и установки, изменив которые, проблемы можно решить.

Основные задачи КПТ

  1. Осознание влияния мыслей на эмоции и поведение.
  2. Выявление негативных автоматических мыслей и наблюдение за ними.
  3. Исследование негативных автоматических мыслей и аргументов, их поддерживающих и опровергающих («за» и «против»).
  4. Замена ошибочных когниций на более рациональные мысли;
  5. Обнаружеие и изменение дезадаптивных убеждений, формирующих благоприятную почву для возникновения когнитивных ошибок.
  6. На основание коррекции дисфункциональных мыслей и убеждений формирование более адаптивного паттерна поведения, развитие компетентности в социальном функционировании

Центральная идея конитивной терапии состоит в том, что наши чувства и наше поведение зависит от нашего мышления.

Главным достоинством КПТ являются краткосрочность, структурированность и ориентированность на симптомы.

Когнитивное направление в консультировании. Теоретические основы. Рациональная терапия.

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 20Следующая ⇒

Когнитивная парадигма в консультировании и психотерапии — чисто американское направление в практической психологии.

Связанная с развитием когнитивной психологии как реакции на бихевиоризм и гештальт-психологию с их акцентом на поведении и на эмоциях, когнитивная психотерапия основное внимание уделяет познавательным структурам психики и делает упор на личность, личностные конструкты и, в целом, на логические способности. В самые последние годы когнитивное направление объединило в себе три подхода: рационально-эмотивную терапию (РЭТ) А. Эллиса и когнитивную терапию А. Бека, реальностную терапию У. Глассера и трансактный анализ Э. Берна. Рассмотрим указанные школы подробнее.

Когнитивной или рационально-эмоциональной психотерапией называют совокупность психотерапевтических методов, в основе которых лежит представление о первичности сознательной, рациональной стороны психики в разрешении психологических проблем, в том числе личностных и эмоциональных. Ясный рассудок и здравый смысл считали основой психологической устойчивости и душевного здоровья на протяжении столетий, но бурное развитие концепций глубинной психологии в ХХ веке оттеснил этот принцип на второй план. Основные идеи когнитивной парадигмы были сформулированы в начале 60-ых годов психотерапевтами-американцами А. Беком и А. Эллисом в противовес психоаналитической и бихевиоральной теориям личности. И хотя в дальнейшем произошла весьма заметная интеграция когнитивной психотерапии с этими подходами (выразившейся в создании когнитивно-аналитической психотерапии ), работы Эллиса и Бека следует считать оригинальным направлением теории и практики психологической помощи.

Данное направление обычно принято разделять на рационально-эмоциональную психотерапию(А. Эллис) и когнитивную психотерапию(А. Бек). Как пишет Н.Ф. Калина, “…оба автора склонны рассматривать любого обычного человека, решающего свою проблему, как своего рода учёного-исследователя, но такого, который недостаточно хорошо осознаёт свои методы и возможности”[1] . При значительном сходстве их подходы имеют и различия.

Взгляды А. Бека ближе к общим представлениям когнитивной психологии о психике как о присущей живым организмам системе получения, обработки и хранения информации. С этой точки зрения, психические и личностные расстройства (тревога, депрессия, фобические реакции, скука, ощущение неполноценности и т.п.) возникают вследствие нарушений и сбоев в информационных процессах, негативно влияющих на тесно связанные с ними эмоциональные и мотивационные аспекты деятельности и поведения. Психотерапевт в некотором смысле функционирует как “системный программист”, который способен устранить сбои в “операционной системе” клиента и даже научить этому “конечного пользователя”, то есть своего клиента.

В отличие от взглядов Бека, терапевтическая модель Эллиса во многом определяется состоящим в её названии словом “рациональная” – Эллис прослеживает в составе внутреннего опыта личности рационально выделяемые очевидные образования, в которых усматриваются фундаментальные характеристики мира, и показывает, как можно усомниться в этих “непреложных данностях”. Можно сказать, что в когнитивной терапии максимально представлен и работает принцип, взятый из изречения Р. Декарта – “мыслю, следовательно существую”. Качество мышления определяет психологическую комфортность существования – психологические проблемы могут возникать, если человек неправильно представляет себе нечто, вплоть до самого себя (Я-концепции).

Когнитивная психотерапия

Основные положения когнитивной психотерапии были сформулированы А. Беком независимо от рационально-эмоциональной терапии А. Эллиса. В отличие от рационально-эмоционального подхода Эллиса, положившего в основу своей модели представления о ведущей роли абсолютистских требований долженствования в образовании неврозов, автор когнитивной модели А. Бек видит их причины в нарушениях переработки информации. Он выделяет три основных группы механизмов, в которых возможны нарушения: когнитивные элементы, когнитивные процессы и когнитивное содержание.

Когнитивные элементы делятся на базисные посылки (в которых содержатся глубинные представления личности об окружающем мире, других людях и самой себе) и автоматические мысли (которые сопровождают переработку информации в данный момент времени). Примеры базисных посылок: “Доверять людям опасно”, “Я никому не нужен и поэтому никто меня не любит”. Автоматические мысли получили своё название в силу своей непроизвольности, быстротечности и бессознательности. Человек не выбирает информацию для размышлений, а сосредотачивается на ней непроизвольно. Эти мысли резко отличаются от осознанных, при которых сохраняется та или иная степень контроля за предметом, но субъективно они переживаются как правдоподобные.

Когнитивные процессы – связующее звено между базисными посылками и автоматическими мыслями, обеспечивающие соответствие вновь поступающей в сознание информации с прежними представлениями. Например: “Меня никто не любит, потому что я толстая. А если кто и полюбит, я не буду иметь с ним дела – у него вкус дурной”. Когнитивное содержание объединяет элементы и операции вокруг какой-либо специфической темы (“Я сексуально неполноценная”, “Никогда не выйду замуж” и тому подобное).

Среди основных логических нарушений, сопровождающих автоматические мысли, можно выделить произвольное умозаключение, избирательность и чрезмерное обобщение, “чёрно-белое” мышление (склонность мыслить в категориях типа “прекрасный – ужасный”, персонификацию (стремление относить к себе личностно нейтральные события), преуменьшение или преувеличение важности отдельных событий или поступков.

Когнитивная психотерапия тоже исходит из того, что восприятие опосредовано мышлением, и если это среднее звено осознать, то можно понять эмоциональные и поведенческие аспекты реакции человека. На когнитивной стадии Бек выделил следующие нарушения переработки информации, которые искажают видение объекта или ситуации и являются причиной ложных представлений: обозначение, селекция, интеграция и интерпретация.

Поэтому целью когнитивного консультирования является исправление неадекватных когниций, а вместе с тем осознание правил неадекватной обработки информации и замена их правильными. Считается весьма желательным использовать тот опыт в позитивном решении жизненных задач и переноса правил их решения на проблемные сферы, который имеется у клиента. Клиент и консультант должны в самом начале достичь согласия в отношении цели консультирования – центральной проблемы, подлежащей коррекции, средств её достижения, возможной продолжительности консультирования. Установление контакта может начаться с принятия консультантом некоторых представлений клиента о проблеме с постепенным рациональным переводом его на позиции когнитивного консультирования.

На начальном этапе важным является сведение проблем – идентификация проблем, имеющих в основе одни и те же причины, и их группировка. (Другим вариантом является нахождение первого звена в “цепи” симптомов, который и запускает всю цепь).

Задача следующего этапа – осознание и вербализация неадаптивных когниций, искажающих восприятие реальности. Термин “неадекватная когниция” применяется к любой мысли, вызывающей неадекватные или болезненные эмоции и затрудняющей решение какой-либо проблемы. Консультант может предложить клиенту сосредоточиться на мыслях или образах, вызывающих дискомфорт в проблемной ситуации или сходных с ней. Неадаптивные когниции носят характер “автоматических мыслей”, возникающих без предварительного рассуждения и для клиента самого имеющих характер правдоподобных, не подвергаемых сомнению. Они направляют его поступки, хотя являются непроизвольными и не привлекают его внимания. фокусировавшись, клиент может распознать их и зафиксировать. Неоднократное приближение или погружение в ситуацию позволяет сначала осознать, собрать их, а впоследствии уже представить в развёрнутом виде.

После этапа обучения клиента умению идентифицировать свои неадаптивные когниции нужно научить его рассматривать их объективно. Этот процесс называется в когнитивном консультировании отдалением. Клиент рассматривает свои неадаптивные когниции и автоматические мысли как обособленные от реальности отдельные психологические явления. Отдаление важно, т.к. во-первых, помогает клиенту повысить способность разграничить те мнения, которые надо обосновать и неопровержимые факты, а во-вторых, позволяет осуществить дифференциацию (различение) внешнего мира и своё отношение к нему.

Следующий этап условно получил названия этапа изменения правил регуляции поведения. Согласно когнитивной психотерапии, люди для регуляции своей жизни и поведения других используют правила (предписания, формулы). Эта система правил в значительной степени предопределяет обозначение, истолкование и оценку событий. Правила регуляции поведения, носящие абсолютный характер, влекут за собой регуляцию поведения, не учитывающую реальной ситуации, вызывая проблемы у человека; поэтому клиенту необходимо модифицировать эти правила, сделать их более гибкими, менее генерализованными и больше учитывающими реальность. Содержание правил регуляции поведения вращается вокруг двух осей: опасность – безопасностьи боль – удовольствие.Хорошо адаптированный человек обладает достаточно гибким набором правил, позволяющим соотносить их с реальностью. В ситуациях психологической или психосоциальной угрозы оценить имеющуюся степень риска затруднительно.

Например, человек, руководствующийся правилом “Если я не окажусь на высоте, будет ужасно”, испытывает затруднения в общении из-за неясного определения понятия «быть на высоте», и с этой же неопределённостью связана его оценка эффективности его взаимоотношений с партнёром. Свои предположения о неудаче клиент проецирует на восприятие его другими. Задача консультанта – изменить правила, относящиеся к оси опасности/безопасности, восстановив нарушенный контакт с избегаемой ситуацией.

Пример, относящийся к оси боли/удовольствия: человек, следующий правилу “Мне не стать счастливым, если я не буду знаменит”. Здесь гипертрофированное преследование одних целей наносит ущерб другим. Клиент обрекает себя на игнорирование других сфер своих отношений в угоду правилу. Выявив такую позицию, консультант поможет ему осознать ущербность такого правила, и объяснит, что клиент был бы куда счастливее, если руководствовался более реалистичными правилами (которые клиент должен найти сам с помощью консультанта).

Перемена отношения к правилам саморегуляции, обучение клиента видеть в мыслях гипотезы вместо фактов, проверять их истинность и заменять на более гибкие – это следующая задача консультирования. Консультант использует уже имеющиеся “ресурсы” клиента (то есть навыки продуктивного решения задач в других сферах), а затем уже помогает обобщить и перенести их на проблемную сферу.

РЭТ – метод психотерапии, развитый в 1950-х годах клиническим психологом Альбертом Эллисом. В РЭТ выделяется 3 ведущих психологиче­ских аспекта функционирования человека: мысли (когниции), чувства и поведение.

Эллис подчеркивает необходимость дифференцировать 2 типа когниции. Дескриптивные когниции содержат информацию о реальности, о том, что человек воспринял в мире; их можно было бы назвать чистой информацией о реальности. Оценочные когниции отражают отношение к этой реальности; для их обозна­чения Эллис использовал термин belief – убеждение, вера (В).

В РЭТ предполагается, что дескриптивные когниции обязательно соединены с оценочными когнициями связями разной степени жесткости. С точки зрения РЭТ, не объективные события сами по себе вызывают у нас позитивные или негативные эмоции, а наше внутреннее восприятие их, их оценка. Мы чувствуем то, что думаем по поводу воспринятого.

Из современных психотерапевтов предшественни­ком РЭТ был Альфред Адлер. «Я убежден, – говорил он, – что поведение человека берет начало в идеях… Человек не относится к внешнему миру предопределенным образом, как часто предпола­гают. Он всегда относится согласно своей собственной интерпре­тации себя и своей настоящей проблемы… Именно его отношение к жизни определяет его связи с внешним миром».

Основные положения когнитивной психотерапии А. Бека. Когнитивная психотерапия предст. соб. развитие поведенческой психотерапии,в кот. эмоциональные реакции и психические расстройства связываются с неправильным (искаженным) позна­нием и самопознанием. Люди страдают от собственных неадап­тивных мыслей. Когнитивная психотерапия исходит из того, что восприятие объекта или события опосредуется мышлением. И, только осознав это опосредующее звено, можно понять реакцию индивида, прежде всего ее эмоциональные и поведенческие аспекты. Схема взаимодействия окружения и индивида представ­ляется в виде S–O–R (стимул– реакция с промежуточной пере­менной О, включающей, прежде всего, когнитивную переработку воспринятого). исходит из положения, что психологические нарушения, предшествующие этапу нейрофизиологических расстройств, связаны с аберрацией мышления. Под аберрацией мышления понимал нарушения на когнитивной стадии перера­ботки информации (обозначение, селекция, интеграция, интерпре­тация),которые искажают видение объекта или ситуации. Иска­женные когниции являются причиной ложных представлений и самосигналов, а следовательно, неадекватных эмоциональных реакций. Поэтому целью когнитивной психотерапии является исправление неадекватных когниций. При когнитивной психоте­рапии считается весьма желательным максимальное использова­ние опыта пациента в позитивном решении жизненных задач и генерализации правил их решения на проблемные сферы. Когни­тивная психотерапия наиболее показана людям со способностью к самонаблюдению и анализу своих мыслей. В терапевтическом изменении взаимодействуют когнитивный, эмоциональный и поведенческий каналы. Ведущее значение отдается когнитивному каналу. Когнитивные изменения происходят на трех уровнях: произвольные мысли, автоматические мысли, убеждения.

Психотерапевтические отношения. Когнитивная психотерапия предполагает взаимное сотрудничество психотерапевта и паци­ента при отношениях между ними, близких к партнерским.

Пациент и психотерапевт должны в самом начале достичь согла­сия в отношении цели психотерапии, средств ее достижения, возможной продолжительности лечения.

Чтобы психотерапия была успешной, пациент должен в общем принять базисное положение когнитивной психотерапии о зависимости эмоций от мышления: «Если мы хотим изменять чувства, надо изменять вызвавшие их идеи».

^ Этапы психотерапевтического процесса в когнитивной психотера­пии.Установление контакта может начаться с принятия психотерапев­том некоторых представлений пациента о болезни с постепенным переводом его на позиции когнитивной психотерапии. Слепое следова­ние за психотерапевтом и повышенный скептицизм – два полюса негативного отношения к предстоящему лечению. Поэтому приведение подобных позиций к центру – залог успешности психотерапии. Важная задача начального этапа – сведение проблем (идентификация проблем, имеющих в основе одни и те же причины, и их группировка). Эта задача относится как к симптомам (соматическим, психопатологическим), так и к эмоциональным проблемам. Следующий этап – осознание, вербали­зация неадаптивныхкогниций, искажающих восприятие реальности. Для этого может быть использовано несколько приемов, например, экспериментальный метод. В этом случае пациент получает подробные представления о некоторых положениях когнитивной психотерапии с обращением особого внимания на необходимость проведения различий между объективной реальностью (сенсорный уровень обработки информации) и воспринятой реальностью. Экспериментальный метод предполагает погружение пациента в значимые ситуации, в том числе по принципу «здесь и теперь» в присутствии психотерапевта. Обраще­ние внимания пациента на параллельно текущий поток мыслей в такой ситуации, вербализация этих мыслей, обучают пациента методике последовательного анализа своего восприятия объекта или события.

Следующий этап условно получил название – этапа изменения правил регуляции поведения.

Согласно когнитивной психотера­пии, люди для регуляции своей жизни и поведения других используют правила (предписания, формулы). Эта система правил в значительной степени предопределяет обозначение, истолкова­ние и оценку событий. Правила регуляции поведения, которые носят абсолютный характер, влекут за собой регуляцию поведе­ния, не учитывающую реальной ситуации и поэтому создающую проблемы для индивида. Для того чтобы у пациента не было таких проблем, ему необходимо модифицировать их, сделать их менее генерализованными, менее персонифицированными, более гибкими, больше учитывающими реальность.

⇐ Предыдущая6Следующая ⇒

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем…

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)…

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры…

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала…

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Методология и особенности когнитивной психотерапии

Из самого термина «когнитивно-поведенческая психотерапия» следует, что данный подход включает как терапию через познавательную сферу, так и поведенческие методы. Однако поведенческий (бихевиоральный) метод может быть использован не только в традиционном директивном режиме. Практика показывает, что более эффективной оказывается работа, когда пациент имеет возможность оценивать требуемые от него усилия для достижения изменений и сопоставлять величину требуемых усилий с собственной мотивацией.

Когнитивно-бихевиоральное направление

Когнитивно-бихевиоральное направление изучает, как воспринимает ситуацию и мыслит человек, помогает выработать человеку более реалистичный взгляд на происходящее и отсюда более адекватное поведение.

В экспериментальных работах в области когнитивной психологии, в частности исследованиях Пиаже, были сформулированы ясные научные принципы, которые можно было применить на практике. Даже изучение поведения животных показывало, что надо принимать во внимание их когнитивные возможности для понимания того, как у них происходит научение.

Кроме того, возникло понимание того, что поведенческие терапевты, сами того не подозревая, используют когнитивные возможности своих пациентов. Десенситизация, например, использует готовность и способность пациента к воображению. Тренинг социальных умений не является на самом деле обусловливанием: пациенты обучаются не специфическим реакциям на стимулы, а набору стратегий, необходимых для совладения с ситуациями страха. Использование воображения, новых способов мышления и применение стратегий включает когнитивные процессы.

Терапия и развитие личности в когнитивно-бихевиоральном направлении

Сторонники когнитивно-бихевиорального направления исходят из того, что:

Человек строит свое поведение на основании своих представлений о происходящем. То, как человек видит себя, людей и жизнь, зависит от его способа мышления, а его мышление — от того, как человека научили мыслить. Когда человек использует негативное, неэфективное или неадекватное мышление, он имеет ошибочные или неэффективные представления и отсюда — ошибочное или неэффективное поведение и вытекающие из этого проблемы. В когнитивно-бихевиоральном направлении человека не лечат, а учат лучшему мышлению, которое дает лучшую жизнь.

Если человек привык видеть себя жертвой, он ведет себя как жертва. Научившись видеть себя автором своей жизни, он начинает вести себя более активно и ответственно. См.

Психотерапевтические подходы внутри когнитивно-поведенческого направления

Основными подходами в когнитивно-поведенческом направлении являются:

  • Когнитивная терапия Аарона Бека
  • консультирование по жизненным умениям Ричарда Нельсон-Джоунса
  • мультимодальное консультирование Арнольда Лазаруса
  • психолингвистический метод Геннадия Шичко
  • Рационально-эмоционально-поведенческая терапия А.Эллиса
  • социально-когнитивный подход Альберта Бандуры
  • терапия поведением Михаила Покрасса

Смотри

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]