Рак – диагноз или терапия пограничной ситуацией?

  • Что такое пограничная ситуация?
  • Пограничная ситуация в философии
  • Итог

ВходРегистрация

Человеческая душа полна различных свойств, которые неподконтрольны в обычном состоянии. Многие могут вспомнить уникальные ощущения в состоянии после разрыва отношений с действительно любимыми людьми, после смерти близких, после потери чего-то очень важного и ценного. Данное состояние в философии называется пограничной ситуацией, когда человек освобождается ото всех условностей, норм и правил общества и обретает свободу в принятии решений и действий, поскольку при этом он не боится одного – умереть.

Пограничное состояние – это пребывание человека на грани между жизнью и смертью. В состоянии смертельной болезни, после перенесенного эмоционального потрясения, после утраты чего-то ценного или близких людей человек словно перестает чего-либо бояться. Он уже понимает, что никакое действие не может привести его к нежелательным результатам. Все, что мог, человек уже потерял, поэтому он обретает свободу ото всех лозунгов, правил и законов.

Такое пограничное состояние нередко демонстрируется в фильмах. О пограничных ситуациях поговорим на сайте психологической помощи psymedcare.ru.

Что такое пограничная ситуация?

Пограничной ситуацией являются обстоятельства, когда человек находится на грани смерти. Причем смерть может быть как физическая, так и психологическая. Когда человек осознает отсутствие тех ценностей, за которые он держался ранее, он попадает в невесомость. Если человек сталкивается со смертельной болезнью, то ему точно становятся неважными ни деньги, ни красота, ни мнение окружающих людей.

Это можно сравнить с состоянием безразличия. Человеку все равно, будет он жить или нет, какое впечатление будет производить, придет к чему-то или нет. Это выход за правила и нормы общества. Это обретение свободы, погружение в самого себя и постижение инсайта.

В таком состоянии человек наконец-то начинает понимать, ради чего живет, в чем суть его существования, что для него является важным. Если в таком состоянии он не находит ответов на данные вопросы, тогда он может задуматься о суициде.

Самоубийство тоже становится отличным примером пограничного состояния. Потеря смысла жизни, уход любимого человека, потеря всех ценностей и благ, над которыми человек трудился, и пр. – все это может привести к пограничному состоянию. Не будем исключать тех моментов, когда человек на самом деле находился на грани жизни и смерти, возможно, даже что-то видел, пока находился в бессознательном состоянии. Все это дает два главных фактора:

  1. Понимание всей бессмысленности тех метаний, которые человек совершает, пока живет по правилам социума.
  2. Постижение смысла своей жизни, которое не будет заключаться в том, чего привыкли достигать люди в обычной жизни.

Хотите потерять смысл жизни? Желаете потерять самих себя и почувствовать пустоту своего бытия? Довольно странными звучат эти вопросы, поскольку ни один человек по доброй воле не пожелает себе такой участи. Однако люди, несмотря на свое нежелание, все делают для того, чтобы потерять свой смысл жизни и ощутить пустоту своего существования.

Как легко потерять свой смысл жизни? Нужно поверить в идею о том, что следует жертвовать собой ради блага и желаний других людей. Припомните все те правила и мораль, в которой говорится, что вы должны помогать ближнему, не отказывать, любить других, какими бы плохими они ни были, отказывать себе в своих желаниях ради блага окружающих и т. д. Все эти моральные принципы хороши сами по себе, очень благородны и прекрасны. Но именно они погубили многих людей, которые потеряли самих себя и свой смысл жизни.

«Если бы люди были чуточку эгоистичнее, то мир был бы лучше», — говорит человек, который имеет смысл своей жизни. И он прав! Эгоистичность человека должна проявляться в том, что он никогда не забывает о своих желаниях и интересах. Именно ваши интересы и предпочтения определяют вас, придают вам смак и ощущение полноты жизни. А что будет, если вы откажетесь от своих желаний? Вы потеряете себя. Это похоже на то, как если бы вас заставили отказаться от света, от еды, от сна, от всего, что приносит вам счастье, упрекнув в эгоизме, если вы этого не сделаете.

Как легко потерять свой смысл жизни? Этого можно достичь путем отказа человека от своих желаний, интересов и всего, что его радует. Несомненно, нужно помогать ближним, уступать, прислушиваться к чужому мнению, ограничивать себя в том, что мешает вам быть ближе к близким. Но это еще не означает, что вы должны отказаться от всего, что вас радует в этой жизни.

Смысл жизни заключается в том, чтобы жить счастливо. И у каждого человека имеется свое понимания счастья. Что вас радует? Что у вас вызывает восторг и восхищение? От чего ваше сердце начинает энергично и радостно биться? Если вы откажетесь от этого «во благо других людей и помощи им, их капризов и потребностей», то потеряете себя и свой смысл жизни. Поэтому порой нужно быть эгоистичным человеком. И ваш эгоизм будет заключаться в том, что вы не откажетесь от того, что приносит вам счастье, радость бытия и самореализацию, иначе себя потеряете. Не отказывайтесь от своих желаний, принципов и интересов. Ничто в этом мире не достойно такой жертвы.

Причину экзистенциального тупика можно найти в том, что человек просто не живет своей жизнью. Он постоянно пытается достичь или приобрести то, что считается важным в обществе. При этом он забывает спросить самого себя, а что важно лично ему. Это приводит к тому, что человек уделяет время не тому, что ему действительно важно, а прочим целям, которые не представляют лично для него ценности, но важны обществу. И когда человек теряет то, что ему ценно, он попадает в пограничную ситуацию.

Замечали странную особенность многих людей: они любят сравнивать друг друга и даже самих себя с окружающими? Эта привычка идет с самого детства. Стремление людей увидеть за собой какие-то недостатки и изъяны заложено родителями. Люди уже настолько привыкли быть всегда плохими и несовершенными, что постоянно занимаются поддержанием этого состояния. Если раньше родители постоянно говорили, «какой ты плохой», то сейчас люди сами ищут в себе недостатки или общаются с теми людьми, которые будут говорить то же самое.

Запрет на индивидуальное бытиё возникает в семьях, где:

  • ждали ребенка одного пола, а родился малыш другого;
  • не принимают качества ребенка;
  • навязывают черты характера другого человека, из-за чего ребенок начинает копировать того, с кем его сравнивают.

Так происходит в семьях по той причине, что сами родители чем-то недовольны в себе или в других людях. Постоянное желание сравнивать и находить в ком-то изъяны заставляет родителей то же самое проделывать и с собственными детьми. Как результат, дети не просто имеют заниженную самооценку, но и никогда не становятся успешными, богатыми, любимыми людьми.

Почему вы должны быть кем-то? Этим вопросом должен задаться человек, который поддается данной родительской программе. Почему вы не можете ценить себя такими, какими являетесь? Да, вы не идеальны, не совершенны, не обладаете какими-то талантами. Но есть люди, которые тоже такими же качествами не обладают, при этом они себя отлично чувствуют, их любят и ценят. Вы не должны быть кем-то! Позвольте себе просто быть собой! Ведь все люди являются собой, сколько бы их ни сравнивали. Поэтому не тратьте время на то, что вызывает только стрессовое состояние. Прекратите бороться с собой и примите себя такими, какие вы есть, — странными, неидеальными и несовершенными, но зато уверенными в себе и любимыми.

Понятие пограничного состояния

метки:

Экзистенциализм, Состояние, Человек, Личность, Смерть, Христианский, Беспокойство, Расстройство Контрольная работа по философии на тему:

«Религиозный и атеистический экзистенциализм XX в. Понятие пограничного состояния»

Выполнила работу студентка 1 курса

Факультета международных отношений

Группа МО-101

Пешкова Инна Геннадьевна

2012

Экзистенциализм (лат. «существование»), «философия существования» — философское направление, в котором постулируется абсолютная уникальность человеческого бытия, не допускающая описания в научных терминах, невыразимая с помощью традиционных философских категорий.

Самостоятельным философским направлением экзистенциализм стал в н. XX в. в России, Германии и Франции. А уже в 1940-1960-х он стал одним из самых влиятельных течений в духовной жизни Европы.

С 40-х гг. в зарубежной, а затем и в отечественной литературе стало складываться представление о существовании двух разновидностей экзистенциализма: христианского

(католического, протестантского и даже православного) и
атеистического
. Градация эта весьма условна. Атеистический экзистенциализм говорит о «заброшенности» человека, фактически — о его «богооставленности». Экзистенциальная личность полностью отрывается от обстоятельств и следует своему «проекту», подчиняясь лишь свободно избранному пути. Но, отвечая за себя, индивид чувствует за своими плечами всё человечество: «Выбирая себя, я выбираю человечество» (Сартр).

Ответственность, которую в христианстве берёт на себя Бог, искупая вину людей, в экзистенциализме целиком и полностью взваливает на свои плечи каждый человек. Экзистенциализм говорит о «страшном бремени» свободы, «кошмаре свободы». Атеистический экзистенциализм тем самым утверждает необходимость богоподобия человека как основы его подлинного бытия. В атеистическом экзистенциализме появляется идея «ожидания Бога», но Бога, не сводимого к ритуально-магическому объекту, отношения с которым вполне предсказуемы. Но и в религиозном экзистенциализме Бог менее всего похож на антропоморфное божество. Он абсолютно запределен человеческому миру, это скорее «шифр» идеального человеческого универсума, «миф Богочеловечества Христа», соотносясь с которым человек решает, что он есть; сверхреальность символа, который «высвечивает путь человека к творчеству» (Бердяев, Шестов).

8 стр., 3707 слов

Мотивационная деятельность человека и формирование человеческих потребностей

… внешних причин поведения. Внутренняя и внешняя мотивации взаимосвязаны. Потребности и желания человека могут стать актуальными под влиянием определенной ситуации, а активизация потребностей приводит, в свою … очередь, к изменению восприятия человеком данной ситуации. Его внимание в таком случае …

Порой «Бог» становится своего рода философемой философской конструкцией, сопряжение с которой позволит когда-либо человечеству стать «коллективным Богом», частью мирового целого (Бубер).

Библейский сюжет о грехопадении, искуплении и спасении человека, его возвращении к Богу в религиозном экзистенциализме трансформируется в мысль о необходимости героического подвига, свершаемого каждым человеком — платы за свободу. В противном случае человек пребывает в иллюзорно-магическом, несвободном отношении к Богу.

Главное отличие религиозных экзистенциалистов от атеистических — в метафизической открытости человеческого бытия. Тогда как вторые искали основания для своей философии в замкнутой человеческой экзистенции.

О наличии подобного различия говорит, например, Ж.-П. Сартр, но, подчеркну, говорит с определенной дозой иронии, как о чем-то условном. «Дело, впрочем, несколько осложняется тем, — пишет он в работе «Экзистенциализм — это гуманизм», — что существуют две разновидности экзистенциалистов: во-первых, это христианские экзистенциалисты, к которым я отношу Ясперса и исповедующего католицизм Габриэля Марселя; и, во-вторых, экзистенциалисты-атеисты, к которым относятся Хайдеггер и французские экзистенциалисты, в том числе я сам. Тех и других объединяет лишь убеждение в том, что существование предшествует сущности, или, если хотите, что нужно исходить из субъекта». Однако в другом месте этой же работы он утверждает прямо противоположное: «Экзистенциалисты, напротив, обеспокоены отсутствием Бога, так как вместе с Богом исчезает всякая возможность найти какие-либо ценности в умопостигаемом мире. Не может быть больше блага a priori, так как нет бесконечного разума, который бы его мыслил…. Достоевский как-то писал, что «если Бога нет, то все дозволено». Это — исходный пункт экзистенциализма».

Представители различных христианских конфессий пытаются доказать, что все экзистенциалистские мотивы — трагизм человеческого существования, чувство одиночества, отвращение к себе и к миру, постоянное осознание неизбежности смерти — все это результат утраты веры в Бога, результат восприятия атеистической установки.

По убеждению Ф. Овсиенко, экзистенциализм не является учением, возникшим на основе определенной атеистической позиции. Напротив, он в большинстве случаев проникнут фидеизмом, а его мотивы чаще всего, хотя нередко и в неявной форме, представляют собой воспроизведение иррационально-мистических положений христианской мысли. Современный польский исследователь экзистенциализма Е. Коссак прямо утверждает: «В историческом плане родословная экзистенциализма чисто христианская, более того, он выражает одну из наиболее типичных позиций христианского чувствования и понимания жизни».

И действительно, мы можем назвать целый ряд последователей Августина и Паскаля, которые сознательно соединяли свое экзистенциалистское видение мира с различными христианскими конфессиями. Это: протестанты С. Кьеркегор и К. Барт; проправославные Н. Бердяев и Л. Шестов — последний привнес в философию немалую дозу мистического учения восточной Церкви; наконец, католический экзистенциалист Г. Марсель, католические спиритуалисты М. Шакку, А. Карлини и др. Не подлежит сомнению, что святой Августин и Паскаль — это два инспиратора всего экзистенциализма; современный же христианский эсхатологизм есть не что иное, как сугубо религиозный вариант экзистенциализма.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

… трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в … весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить … неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так …

Наиболее видным представителем христианского (католического) экзистенциализма середины XX в. по праву можно считать Г. Марселя. Первая «экзистенциалистская» работа Г. Марселя появилась в 1914 г., в силу чего отдельные исследователи утверждают, что именно его, а не М. Хайдеггера или К. Ясперса, мы должны считать родоначальником современного экзистенциализма. Исходным пунктом католического экзистенциализма Г. Марселя является не картезианское cogito, a percipio и existo. «Метафизика вырастает из внутреннего беспокойства. Человек сознательно и добровольно переживает свою жизнь, вопрошая о ее смысле и о смысле смерти. Творческое беспокойство заставляет человека искать истину, но ее невозможно найти в каких-либо формулах, она тождественна самому реальному бытию».

Имеют свою религиозную окраску и «светские» воззрения А. Камю и Ж.-П. Сартра. Особенно это касается Камю, который, не приемля какой-либо христианской конфессии, тем не менее высоко ценил и воспринимал многие мистические идеи Августина, в восторженных тонах отзывался о средневековых ересях и их программах обновления христианства и т.д. Таким образом, он, равно как и Сартр, вовсе не атеист, подобно тому, как не может быть назван атеистом Ф. Ницше с его откровенным антихристианством и одновременным воспеванием буддизма и даже готовностью его восприятия. Следовательно, выделение двух разновидностей экзистенциализма — религиозного и атеистического — условно и относительно, в лучшем случае экзистенциализм Камю и Сартра может быть обозначен как светский.

Понятие пограничного состояния.

Пограничное состояние личности (пограничная организация личности, в лит-ре: «пред-шизофреническая» структура личности, «психотические характеры», «пограничнаяличность»; у некоторых авторов – «амбулаторная шизофрения», «псевдоневротическая шизофрения», структуры шизоидной личности и т.д.) – относительно слабый уровень выраженности психического расстройства, не доходящий до уровня выраженной патологии. В отечественной традиции к пограничным относят состояния, начиная с психического здоровья, и заканчивая выраженной патологией. В психоаналитической традиции термин у́же, и подразумевает под собой уровень развития организации личности более «нарушенный», чем невротический, но менее «нарушенный», чем психотический.

Впервые детально исследовал пограничное состояние (пограничную ситуацию) – К. Ясперс. Понятие «ситуация» в экзистенциализме не рассматривается только как физическая реальность, а как действительность, включающая в себя два момента: действительность, приносящая пользу или вред эмпирическому бытию человека, действительность, открывающая возможности или полагающая границу, то есть состояние. Эта действительность является предметом многих наук. Так, понятие ситуации как среды для жизни живых организмов исследуется биологией; история рассматривает однократные, важные виды ситуаций.

23 стр., 11283 слов

Развитие личности молодого человека средствами интеллектуальных и творческих игр

… складывается парадоксальная ситуация, когда попытки теоретического анализа данного явления пытаются осуществить люди, далекие от практики, а практические разработки не получают достаточного психолого-педагогического обоснования. … Г.В. ЖАРКОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ. Несмотря на довольно обширную литературу по вопросам …

Признаками пограничной ситуации являются смерть, страдание, борьба, вина. В пограничной ситуации оказывается несущественым то, что заполняло человеческую жизнь в ее повседневности. В пограничной ситуации индивид непосредствено открывает свою сущность как конечную экзистенцию, которая, по убеждению Ясперса, связана с трасценденцией. И только если индивиду эта связь представляется утраченой, он впадает перед лицом смерти в отчаяние. Здесь у Ясперса воспроизводится мотив обретения мужества перед лицом смерти. Трагизм историчности (смертности) смягчается верой, религией.

Такая постановка вопроса весьма характерна для философии ХХ века, в ходе которого рухнули многие илюзии относительно предназначения человека. Экзистенциалисты вплотную поставили вопрос о том, где, в какой сфере человек может обрести увереность, то есть обнаружить свое истиное бытие.

Ясперс полагает, что человеческое существование раскрывается лишь в пограничных ситуациях. Будучи психиатром, он видит в распаде личности не болезнь, а поиск своей индивидуальности. Приходит к выводу, что любая рациональная картина мира есть результат неосознанных стремлений, шифр бытия. Задача философии – раскрыть шифр. Учение о пограничных состояниях — в них человек избавляется от господствующих норм, ценностей, и очищенное Я дает возможность осознать себя как экзистенцию.

Л. Бинсвангер, родоначальник собственно экзистенциального анализа, привнес в экзистенциализм свою многолетнюю практику психиатра. Рассматривая клинические или пограничные состояния личности, Бинсвангер отвергает принцип казуального объяснения психических явлений. Опыт индивида не должен сводиться к научным понятийным конструкциям, а интерпретироваться в его собственных терминах. Мир безумца — осмысленный мир, даже если это не наш смысл. Смысл экзистенциального анализа усматривается в том, чтобы помочь невротику осознать себя свободным существом, способным к самодетерминации. Экзистенциальный анализ исходит из посылки, согласно которой подлинно личностное в человеке раскрывается только тогда, когда он освобождается от причинных связей с материальным миром, социальной средой. Психические заболевания — следствие утраты непрерывности самостановления, это крайняя степень неподлинности, удаленности от свободного трансцендирования. Психически больные люди не видят вероятностного характера бытия — бытия — возможности. Как считал Бинсвангер, достоверная экзистенция субъекта определяется лишь благодаря внедрению глубин экзистенции в свое Эго, с ориентацией человека на автономный выбор жизненных проекций ил путей.

Временная связь, то есть способность переносить прошлое в настоящее, вместе со способностью действовать во временной перспективе составляет сущность разума и личности. Утрата временной перспективы оказывается фатальной в генезисе психических нарушений. Глубокое беспокойство и депрессия аннулируют будущее. В тех случаях, когда субъект не открыт своему будущему он начинает осознавать себя одиноким, его внутренняя проекциональность мира свертывается, а потенциальные ресурсы блокируются.

3 стр., 1090 слов

Понятие о личности человека в психологии

… с помощью существующего, реального объекта; с 7 до старости) Понятие о личности человека в психологии Для психологического анализа важны следующие аспекты: индивид (природные свойства темперамента), … поведения. Формально проявляется, когда ребенок осознает, что хорошо, а что плохо (в возрасте от 3-х лет). Супер эго – индивидуальное отражение «коллективной совести» социума. Способ …

Только когда человек осознает и ощущает себя самореализованным и автономным, следовательно, аутентичным, он может самозащититься от различных неврозов и психодефектов.

Приложение

Приведен случай человека, больного пограничным расстройством психики.

Мисс К., 28 лет, белая, незамужняя, с ее согласия была госпитализирована (в психиатрическую клинику)… В позднем подростковом возрасте у мисс К. возникла романтическая и сексуальная связь с молодым художником. Когда он ей сообщил, что она для него «просто еще одна женщина» в его жизни, она сделалась замкнутой и унылой. Ей стало чудиться его лицо на киноэкране и в газетах. Вскоре после того как по соседству утонул маленький мальчик, мисс К. стала чувствовать вину за его смерть и бояться, что ее арестует полиция. Она приняла большую дозу снотворного, совершив то, что позже будет названо «демонстративным жестом», и ненадолго попала в больницу.

В течение следующих 5 лет мисс К. временами посещала колледж. Она часто меняла места проживания: то жила одна в гостиницах или общежитиях, то с одним или другим из ее разведенных родителей. Перемены места жительства часто провоцировались ссорами. Она редко была одинока, но ее отношения с другими были весьма поверхностными. Несколько женщин, с которыми ей случалось подружиться, были старше ее. Она часто привязывалась к их родителям и называла их «мама и папа». У нее были три или четыре сексуальные связи, каждая из которых длилась менее полугода и заканчивалась болезненным разрывом, когда тот или иной ее партнер отказывался жениться на ней. Все, с кем она была связана, описывали мисс К. как склонную к плутовству, зависимую, мазохистку, враждебную и склонную к самоуничижению.

Колебания настроения между злостью и унынием происходили у нее еженедельно, а иногда ежедневно. Она часто злоупотребляла алкоголем и барбитуратами и много раз угрожала самоубийством. В результате последних угроз госпитализировалась еще дважды (сроком на месяц или меньше)…

В возрасте около 25 лет мисс К. поступила на армейскую службу. После первоначального месячного благополучия ее состояние ухудшилось. Он плакала «часами над пишущей машинкой и оставалась в своей комнате без еды». Спустя 10 месяцев ее уволили с «нейропсихиатрическим» медицинским заключением. Она снова стала часто переезжать, пробовать разную работу, на которой не могла удержаться больше нескольких дней. Она становилась более замкнутой, даже с друзьями по работе.

В возрасте 26 лет мисс К. начала проходить курс интенсивной психотерапии (до 4 раз в неделю), который продолжался 2 года. Ее психотерапевт записал, что мисс К. «изо всех сил старается быть больной» и стремится создавать «трудности всем, кто ей не нравится», «расстраивая всех во время, своих сильных приступов».

Ее госпитализация (в психиатрическую клинику) произошла во время ее визита домой к своей матери. Она чувствовала себя ущемленной в нескольких отношениях сразу. Во-первых, мать приняла ее менее чем «восторженно». Во-вторых, она оскорбилась, когда друг ее матери показал ей брошюру с описанием психиатрических приемов лечения на дому. В-третьих, она обнаружила, что некоторая часть семейной недвижимости завещана ее самому нелюбимому брату. Почувствовав себя отверженной, она приняла большую дозу аспирина и вскоре после этого была госпитализирована (в психиатрическую клинику).

3 стр., 1322 слов

31 Периодизация психического развития. Психологический возраст личности

… «я» — становление самосознания, гордость за достижения. Рождение автономной личности с намерениями и желаниями, тенденция к самостоятельной деятельности, похожей на … осознание своей индивидуальности. Сфера развития Мотивационно-потребностная, усвоение моральных норм. Период Старший подростковый возраст (15-17 лет). Социальная ситуация Подросток находится в ситуации моратория – …

Людям с пограничным расстройством личности часто ставят диагноз какого-нибудь, острого расстройства, включая токсикоманию, депрессию, общее беспокойство, простые фобии, агорафобию, посттравматический стресс, паническое расстройство, соматизацию. Долгосрочное изучение людей с этим заболеванием показывает, что около 6% из них умирают в результате самоубийства. Наибольший риск самоубийства приходится на первые год-два после диагностирования пограничного расстройства личности. Возможно, так происходит потому, что это расстройство часто не диагностируется, пока кризис не приводит человека к психотерапии.

Эпидемиологические исследования показывают, что статистика пограничного расстройства личности на протяжении жизни составляет 1-2%. Эта болезнь гораздо чаще встречается у женщин. Больные часто пользуются амбулаторными службами психического здоровья; одно общественное исследование показало, что на протяжении полугода половина из них так или иначе прибегала к услугам службы психического. У них бурные брачные связи, много трудностей с работой, а физический уровень инвалидности выше среднего.

8

Примеры похожих учебных работ

Философия личности человека

… человек является личностью. А что же такое личность? Кто мы? Обычные люди или, может быть, личности? Поэтому цель данной работы – понять сущность, предназначение человека и его личности. 1. Человек 1.1 Понятие и сущность человека …

ЛИЧНОСТЬ: ЧЕЛОВЕК В МИРЕ И МИР В ЧЕЛОВЕКЕ

… организации внутреннего мира личности, описанием мира человека не извне, а … только личность. Чем бытие личности в этом пространстве отличается от бытия социальных … базовые перспективы рассмотрения человека, опираясь при этом на понятие смысла[56]. …

Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение

… мировоззрение, жизненный опыт). Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, …

Жизненное самоопределение личности человека в юношеском возрасте

… юношеском возрасте. Цель — рассмотреть особенности жизненного самоопределения личности человека в юношеском возрасте. Задачи исследования: 1.Проанализировать подходы к понятию самоопределения в отечественной и зарубежной психологии. .Охарактеризовать …

Волевые процессы личности человека 2

… психологов Воля является одними из важнейших качеств личности человека. Вряд ли найдётся родитель или учитель, который … сформировалось несколько научных направлений, по разному истолковывающих понятие «воля»: воля как волюнтаризм, воля как свобода …

Пограничная ситуация в философии

Пограничные ситуации рассматриваются в экзистенциальной философии. Предполагается, что человек находится на грани между своим предметным существованием и постижением мирской сущности. Когда человек оказывается в таких обстоятельствах, которые выталкивают его из гонки за деньгами и славой, тогда он видит истинный смысл своей жизни.

Пограничная ситуация возникает при многих обстоятельствах, преимущественно которые вызывают у него чувство утраты, разочарования или сильного стресса.

Что обычно делают люди, когда с ними расстаются их любимые? Как ведет себя человек, когда его увольняют? Что обычно делают люди, когда они теряют свои деньги? Что происходит с человеком, когда его автомобиль угоняют? Если взять все истории того, когда человек теряет, лишается чего-то очень важного и ценного, то можно увидеть, что он ведет себя в основном так же, как и другие люди. Когда люди теряют что-то ценное для себя, они начинают горевать, плакать, злиться и пытаться это вернуть, сожалеть. Все, о чем они говорят в эти моменты, — о том, что они потеряли, как страдают и как пытаются это вернуть.

Когда человек что-то теряет важное для себя, он либо начинает сожалеть о произошедшем, страдая, либо старается вернуть утерянное. Лучше, конечно, пробовать вернуть то, что было утеряно. Но ситуация, когда человек страдает и горюет за тем, чего он лишился, — просто пустая трата времени.

Все! Вы уже лишились этого! Слезы вам не помогут. Обвинения в адрес жестокой реальности или каких-то людей тоже вам не помогут. Пока вы страдаете и слезами пытаетесь умилостивить судьбу, чтобы она вернула вам то, что забрала, вы лишь тратите свое время. Пора мириться со случившимся и что-то делать.

Конечно, вариант того, что вы пытаетесь вернуть утерянное, хорош, но не всегда эффективен. Если любимый человек любит вас, то он еще может вернуться. Но что будет, если вас уже не любят? Все ваши попытки будут тщетными. Поэтому возвращать то ценное, что было вами утеряно, — это вариант. Но он не всегда полезен и эффективен.

Сожаление за потерянным – удел неудачников. Как же поступают успешные люди и счастливчики?

Потеряли деньги – не плачьте, а лучше подумайте над тем, как начать зарабатывать больше денег, чтобы потерянные средства были копейками по сравнению с заработанными. Ушел любимый человек – пару дней погорюйте, а потом приведите себя в порядок и начните знакомиться с новыми людьми. Другими словами, если вы потеряли что-то ценное и важное для себя, то не нужно за этим горевать. Можно попробовать вернуть. Но если вернуть невозможно, тогда задайтесь всего лишь одним вопрос: что вы можете сделать, чтобы снова обрести то ценное и важное, что было вами утеряно, причем сделать это так, чтобы этого у вас стало еще больше?

Многие люди сожалеют за потерянным. Но они просто теряют свое время. Они страдают, льют слезы, но их ситуацию это никак не решает. Есть более успешные люди, которые пытаются вернуть потерянное. Что ж, как вариант, данный способ хорош, но он не всегда уместен. Поэтому, чтобы не терять свое время и не возвращать то, что уже не вернуть, лучше подумать над тем, как начать обретать ценные и важные для себя вещи, но в еще большем количестве и качестве. То есть не горевать за прошлым, а двигаться в то будущее, где вы живете еще лучше, нежели жили раньше.

Философия «пограничных ситуаций» К. Ясперса

К. Ясперс считал философию неотъемлемым достоянием людей. Ее цель заключалась в том, чтобы возвышать человека, помогать ему осознать свою независимость. Для того чтобы философия отвечала этой цели, ее надо совершенствовать. По мнению К. Ясперса, философия не тождественна науке, хотя наука является помощницей философии. Исследование ее предмета — “личностно-мировоззренческой проблематики” позволяет философии бесконечно углублять и совершенствовать свои выводы.

Исходным понятием философии К. Ясперса является экзистенция, которая понимается как источник мышления и действия в самом человеке. Экзистенция способна проявляться в коммуникации. Последняя может быть неподлинной и подлинной. Коммуникация наличного бытия, или неподлинная коммуникация, характеризует общение людей, осуществляющееся с практической целью. В подлинной или экзистенциальной коммуникации люди противопоставляют себя миру и другим людям. Условием подлинной коммуникации является преодоление одиночества, обезличенности человека, его разобщенности с другими людьми. При этом возможно подлинное бытие, выступающее в качестве бытия с другими. Его достижение происходит на путях преодоления “пограничных ситуаций”, когда люди испытывают повышенное давление мира. Преодолевая эти ситуации, люди приходят к вере в Бога.

В своих социально-политических воззрениях К. Ясперс исходил из того, что философия не может существовать безотносительно к политике. Философия должна показать человеку, что возможно полное крушение того, чем он жил. Осознание возможной утраты притягательного заставляет человека любить этот мир и окружающих людей.

К. Ясперс считал невозможным постижение общественного целого и перспектив его развития, но он не сомневался в том, что общество находится в состоянии кризиса. В “Духовной ситуации времени” философ пишет: “Все охвачено кризисом, необозримым и непостижимым в своих причинах, кризисом, который нельзя устранить, а можно только принять как судьбу, терпеть и преодолевать”. Кризис этот носит планетарный характер (это кризис всего человечества), он выражается в нивелировании интеллекта людей, в утрате основательности в людях, в росте цинизма, в утрате гуманности, в усилении осознания опасности. При этом “люди ощущают близость катастрофы, стремятся помочь пониманием, воспитанием, введением реформ. Планируя, они пытаются овладеть ходом событий, восстановить необходимые условия или создать новые. Этот кризис, по Ясперсу, связан с вступлением общества в век техники. По его мнению, в нашем веке люди существуют не как индивиды, а как некая масса. Трагедия современного человека заключается в том, что он превращается в элемент массы, толпы. Этому “омассовлению” людей, согласно Ясперсу, способствует установление антигуманных режимов.

В своей концепции философии истории, нашедшей концентрированное выражение в работе “Смысл и назначение истории”), К. Ясперс исходит из неприятия теории культурных циклов, разрабатывавшейся сначала О. Шпенглером, а позднее А. Тойнби, согласно которой культуры независимы друг от друга. Ясперс считал, что “человечество имеет единые истоки и общую цель. Эти истоки и эта цель нам неизвестны, во всяком случае в виде достоверного знания”. Однако “все мы, люди, происходим от Адама, все мы связаны родством, созданы Богом по образу и подобию его”.

В отличие от цели истории человечества, ее смысл заключается в единстве, существенную основу которого составляет то, “что люди встречаются в едином духе всеобщей способности понимания… С наибольшей очевидностью единство находит свое выражение в вере в единого Бога”. Однако, по мнению философа, “единство истории как полное единение человечества никогда не будет завершено”. Ибо насильственно прикованный к ближайшим целям человек лишен способности видения жизни в целом, хотя он и пытается достичь этого видения.

К. Ясперс был философом, который дорожил достижениями цивилизованного общества. Это обусловило наличие в его трудах идей, оправдывающих порядки, господствующие в Западном мире.

Пограничные ситуации, по Ясперсу, суть те ситуации человеческого здесь-бытия, где становится невозможным рассчитывать на анонимные силы науки, где, стало быть, человек должен полагаться только на самого себя и где в самом человеке обнаруживаются содержания, какие всегда бывают скрыты в процессе чисто функционального применения науки, нацеленного на овладение миром. Таких пограничных ситуаций много. У самого Ясперса особо выделена ситуация смерти, наряду с ней – ситуация вины. В том, как человек ведет себя, когда он виновен, более того, когда он оказывается лицом к лицу со своей виной, нечто выходит наружу, об-наруживается – existit . Способ, каким он ведет себя, таков, что сам человек – всецело внутри того, что с ним происходит. В такой форме Ясперс вводит в свою систему кьеркегоровское понятие экзистенции. Экзистенция – это об-наружение всего, что в человеке, собственно, есть, происходящее в ситуации, когда анонимные силы науки перестают действовать. Решающее значение имеет здесь то обстоятельство, что такое обнаружение представляет собой не смутное проявление эмоций, а высвет-ление, высвечивание. Ясперс употребляет термин «высвечивание экзистенции», а это значит: то, что было спрятано и существовало в скрытом виде, возгоняется в свет экзистенциального единства, собирающего внутри себя свою решимость. Опредмечивающей рефлексии тут нет и в помине. Ситуации, в том числе и ситуации пограничные, требуют такого знания, какое, несомненно, не есть знание опредмечивающее, и познавательных возможностей науки недостаточно для того, чтобы его схватить.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]