Жизненные кризисы и стратегии их преодоления.


Суть возрастного кризиса

Кризис дословно переводится как «разделение дорог». В китайском языке оно пишется двумя иероглифами, один означает «опасность», а второй – «возможность». На мой взгляд, это самая лаконичная и точная трактовка. Именно в кризисы, в том числе возрастные, происходит активное развитие личности либо же ее «слом» при неудачном исходе периода.

Термин «возрастной кризис» ввел в обиход отечественный психолог Л. С. Выготский. У каждого возраста существуют определенные нормы, на которые ориентируются психологи. Они помогают отслеживать нормальность развития человека. Эти же нормы интеллектуального, эмоционального, психофизического и личностного развития называются задачами возрастного развития. Период кризиса и есть период выполнения этих задач, интенсивных психофизиологических изменений.

Каждый человек проходит через возрастные кризисы, но вот форма выражения, интенсивность и длительность варьируются в зависимости от социально-экономического положения человека, условий развития, индивидуально-личностных особенностей.

Несмотря на это, все же существуют две точки зрения на нормативность/ненормативность возрастных кризисов:

  • Одни психологи (Фрейд, Выготский, Эриксон) считают такие переходы неотъемлемой частью развития.
  • Другие исследователи (Рубинштейн, Запорожец) рассматривают их как вариант индивидуальных девиаций.

Основные кризисы

В психологии принято выделять такие возрастные кризисы:

  • новорожденности (с момента рождения до месяца);
  • одного года;
  • трех лет;
  • семи лет;
  • подросткового возраста (11-12 лет);
  • юности (17-18 лет);
  • молодости (20-30 лет);
  • зрелости (33-35 лет);
  • среднего возраста (45-55 лет);
  • поздней зрелости (55-65);
  • ранней старости (66-75 лет);
  • старости.

Кризис новорожденности, трех лет и подростковый относят к большим кризисам. На них приходится перестройка отношений ребенка и общества. Остальные кризисы относятся к малым. Они менее заметны внешне и характеризуются нарастанием самостоятельности и умений. Однако на момент любого кризиса дети отличаются негативизмом, непослушанием, упрямством.

На взрослую жизнь, как мы видим, приходится 4 кризиса:

  • Кризис молодости сопровождается становлением и самоутверждением человека в основных сферах жизни, отношениях (работа, семья, любовь, дружба).
  • На этапе кризиса зрелости человек анализирует свои успехи, соответствие планов и достижений. Последующие лет десять он закрепляет или меняет результат.
  • Кризис среднего возраста сопровождается осознанием упадка сил, красоты, здоровья, увеличения дистанции с выросшими детьми. Нередко человека охватывает депрессия, чувство усталости от рутины, печаль от мысли, что ничего лучше уже не будет.
  • Поздняя зрелость сопровождается стабилизацией предыдущего состояния, постепенным отходом от социальной и трудовой деятельности.
  • На этапе ранней старости человек осмысливает свою жизнь и либо признает ее уникальной и неповторимой, либо понимает, что она прошла зря.
  • На этапе старости человек переосмысливает свое профессиональное «Я», смиряется с неизбежным ухудшением здоровья и старением тела, избавляется от самоозабоченности. Это этап активного принятия естественного окончания жизни.

Стоит отметить, что детские кризисы (первые шесть) изучены гораздо больше, нежели кризисы взрослости, среднего возраста и старости. Последние чаще рассматриваются в характере индивидуального течения, хотя они так же во многом обусловлены возрастными изменениями.

Кризисы жизни


Занимаясь психологическим консультированием и психотерапией с людьми разных возрастов я неоднократно задумывался о том, по каким критериям можно считать человека душевно здоровым. Как определить, хорошо ли, комфортно ли живется человеку, и хорошо ли живется окружающим его людям. Ведь часто бывает так, что вроде бы ему хорошо, а окружающим плохо. Либо, наоборот, человек живет, обслуживая потребности и неврозы других людей (близких и не совсем близких), а сам остается несчастным.

Иногда даже человек и сам не знает, что его жизнь может быть другой, иметь другое содержание и качество, приносить ему другие чувства и эмоции. Часто изменениям препятствует страх, боязнь менять что-то существенно, страх отказаться от привычного образа жизни (привычных мыслей, чувств, поведения), страх отчалить от одного берега, а к другому так и не приплыть.

Все эти сложности бытия напрямую связаны с возрастными кризисами жизни, которые не обходят стороной ни одного человека, живущего на Земле. У одних эти кризисы проходят незаметно, не доставляя особых проблем. У других кризисы проходят очень тяжело, затягиваясь на годы, выматывая и обессиливая самого страдающего и близких ему людей.

Но в любом случае возрастной кризис- это открывшиеся на некоторое время Ворота. Через них человек проходит на другой качественный уровень своего существования, получает новый опыт, новые личностные образования, новые ресурсы и возможности их использования. Например, подросток в 15-17 лет получает новый, ранее неизвестные ему опыт взрослости, опыт самостоятельности и первый опыт личностной идентичности («Я- тот, с кем я общаюсь»).

Эти кризисы жизни можно сравнить с революционной ситуацией, когда верхи уже не могут жить по-старому, а низы не хотят жить по-старому. Назревает революция. А из истории мы знаем, что некоторые революции были очень кровавыми, а некоторые происходили без единого выстрела.

О возрастных кризисах необходимо знать каждому. У меня на приеме мы обязательно говорим о наличии, либо отсутствии возрастного кризиса у клиента, оцениваем нормативность / нормальность его течения и при необходимости вносим изменения в организацию психической жизни клиента, используя методы психологической коррекции или психотерапии.

Приведу основные нормативные кризисы жизни зрелой личности (по Э. Эриксону):

⌂ 18-20 лет— кризис взрослости, самостоятельности и идентичности. Время ухода из родительского дома и профессионального самоопределения. Появление мыслей о создании собственного дома и семьи. Время становления зрелой личности.

⌂ 30 лет— подведение первых итогов жизни. Чего я достиг в жизни. Возможность все изменить, или все оставить без перемен. Подведение первых профессиональных итогов. Наверстывание упущенных возможностей и достижение того, что не удалось достичь до этого возраста (создание собственной семьи и жилья, рождение детей, профессиональная ориентация).

⌂ 35 лет— жизнь становится более упорядоченной, стабильной. Но вместе с этим замечаются первые признаки старения, которые более болезненно переживаются мужчинами. Это пик профессиональных достижений и построения карьеры. Часто принимаются судьбоносные решения: заводить детей, или нет; оставаться ли в этой профессии; разводиться, или нет; создавать семью, или оставаться холостяком; Женщины достигают пика своей сексуальности, мужчин волнует снижение половой функции. Возможны дисгармонии, разногласия в сексуальной жизни партнеров.

⌂ 40 лет— кризис середины жизни, кризис среднего возраста. В среднем у женщин он наступает примерно на 5 лет раньше, чем у мужчин. Если «встать на цыпочки», то можно приблизительно увидеть окончание жизненного пути (но это для самых прозорливых). Время начинает субъективно сокращаться. Угасание физических сил, утрата привлекательности и молодости, изменение привычных ролей. Ограничение круга социальных контактов (вряд ли появятся новые друзья). Утрачиваются шансы для построения карьеры. Середина жизни является периодом глубокой психологической трансформации. Это время не успокоенности (паники- в случае неблагоприятного течения кризиса).

⌂ 45 лет— также является кризисом середины жизни (среднего возраста). Человек начинает задумываться, что он смертен. Подводятся итоги прожитой первой половины жизни. В зависимости от субъективных выводов может развиться депрессия, или самодостаточная дальнейшая жизнь. Переход ко второй половине жизни субъективно переживается очень жестким и быстрым, чтобы его безболезненно принять. Надежды на будущее и иллюзии начинают растворяться как мираж, на первый план выступает объективная реальность во всей ее красе. Статистически в возрасте 40-45 лет увеличивается количество смертей, суицидов, измен и разводов. Один из самых сильных и болезненных кризисов зрелой личности.

⌂ 50 лет— чрезвычайное развитие профессиональных компетенций. Умение отделять главное от второстепенного, выделять основное для достижения оптимального результата. Многие заново открывают для себя до сих пор неизведанные стороны жизни: могут начать путешествовать, появляются хобби, могут посвятить себя заботе о внуках, кардинально изменить свою деятельность или профессию. Угасает половая функция, проявляются первые признаки климакса как у мужчин, так и у женщин.

⌂ 55 лет— в этом возрасте приходят теплота и мудрость, особенно у тех, кто социально реализовал себя в жизни и профессии. Друзья и личная жизнь становятся очень важны. Стремление заниматься главными вещами в жизни и не заниматься ерундой. Могут появиться новые творческие способности. Кризис наступает тогда, когда мужчина понимает, что все-таки вынужден заниматься ерундой. И женщина выходит на распутье. Кто-то жалуется: «Я никогда ничего не могла делать для себя. Все только для семьи… А теперь уже поздно…» А некоторые с удовольствием принимают, что способны жить для других, наслаждаться своим садом или вживаться в роль бабушки.

⌂ 56 лет и далее— растет способность погружаться в свой собственный внутренний мир, явления внешнего мира кажутся не столь существенными, как раньше. Происходит гормональная перестройка в организме: уровень тестостерона у мужчин падает, у женщин- растет (за счет снижения уровня женского полового гормона- эстрогена). Это психофизиологическое объяснение того факта, что с возрастом женщины становятся более жесткими и волевыми и психологически подавляют мужчин.

Все вышеприведенное содержание кризисов зрелой личности изложено исходя из их нормального течения. При наличии патологического течения кризиса возникают соответствующие трудности его преодоления. Эти проблемы мы обсуждаем с клиентом на приеме и находим пути преодоления и исправления ситуации.

Еще надо сказать о том, что часто метрический и психологический возраст человека не совпадают. Это также учитывается в психотерапевтической работе с кризисами жизни.

Существует валидный и надежный тест для определения психологического возраста. Это тест Кроники.

С уважением, практический психолог в Симферополе, семейный психолог Кашин Александр Витальевич

Фазы кризиса

Л. С. Выготский выделил 3 фазы кризиса: предкритическую, критическую, посткритическую.

  1. Предкритическая фаза характеризуется возникшим и осознающимся самим человеком противоречием между сложившимися внешними условиями и его отношением к этим условиям. Человек начинает видеть образ более притягательного для него будущего, но реальных путей воплощения этого сценария пока не видит.
  2. На критическом этапе возникает максимальное напряжение в противоречии, оно достигает пика. Сначала человек старается повторить самые общие представления об увиденном идеале. Например, подростки с легкостью перенимают привычку курить или ругаться матом, думая, что это делает их частью взрослого, столь желанного и нового, открывшегося в перспективе мира. Позже осознаются внешние и внутренние преграды, стоящие на пути к другим компонентам нового мира. Если от внешних избавиться более или менее просто, то осознание нехватки внутренних ресурсов толкает на освоение новой деятельности (в примере с подростками – выбор профессии, подработка). В завершение человек сравнивает, насколько ему удалось приблизиться к увиденному идеалу.
  3. На посткритической фазе противоречие разрешается, личность выстраивает новые гармоничные отношения с миром. Если результаты предшествующей рефлексии устраивают, то личность окончательно переводит воображаемое в реальное, иное в свое.

Жизненные кризисы и стратегии их преодоления.

Жизненный кризис – это событие в жизни человека, оказывающее разрушающий эффект на его судьбу, влекущее за собой потерю человеком важной составляющей его жизни (отношения с близкими, работы, здоровья, социального статуса, психологического равновесия).

Кризис обозначает потерю какой-то существовавшей жизненной формы, к которой человек привык, и появляется возможность вхождения в новую жизненную форму, еще не известную для человека. Успешное преодоление кризисов, превращаясь в систему, постепенно приводит к формированию определенных личностных качеств, возникновению особой жизненной идеологии человека, созданию своего рода сценария победителя. Аккумулируя удачный опыт выхода из кризисов, человек делается личностно более зрелым, психологически адекватным и интегрированным.

Жизненный путь каждого человека, развитие его личности сопровождается сменой потенциалов и форм проявления себя.

Кризисное переживание всегда включает в себя стресс и неопределенность, порождает напряженность и тревогу. Кризис обозначает потерю какой-то существовавшей жизненной формы, к которой человек привык, и появляется возможность вхождения в новую жизненную форму, еще не известную для человека.

Если мы имеем в виду возрастные кризисы, то они знаменуют собой завершение одного этапа развития и начало другого. И такие периоды характеризуется тем, что старое отмирает, многое из актуального и значимого прежде теряется. Во время переходного периода происходит позитивное изменение личности, которая берет из прошлого опыта то, что нужно для приобретения нового, и адаптируется в совершенно новой ситуации, которая требует развития новых свойств и черт.

Внутренний кризис может сопровождаться внешними конфликтами, однако через преодоление конфликтного развития происходит овладение новыми средствами, появляется расширение возможностей, освоение новых сфер жизни. Если же новая потребность подавляется внешними социальными требованиями, то кризис может обостряться и затягиваться.

Для того чтобы определить, каким будет выход из кризиса — конструктивным или деструктивным, необходимо проанализировать кризисную ситуацию по следующей схеме:

1.Содержание кризиса,т. е. каким является кризис: кризис потери, возрастной кризис, биографический кризис, потери смысложизненных ценностей и т. д.

2.Отношение к кризису:

направленность на разрешение кризиса;

отсутствие мотивации на самопомощь и поддержку извне.

3. Продолжительность или время развития кризиса. Состояние кризиса запускает дальнейшую работу самосознания, происходящую в интеллектуальной и эмоциональной сферах, а разрешение конфликта представляет собой острую форму развития личности. Но, с другой стороны, кризис может явиться причиной невротических расстройств. Развитие человека может быть рассмотрено как циклическое движение в границах проблема — ее разрешение.

Итак, возникает затруднение,

проблема, она влечет за собой дезорганизацию прежних способов деятельности, возникает напряжение, идет проверка старых способов разрешения проблемы, если они не адаптивны — усиливается напряжение, потом идет осознание проблемы, привлечение внешних и внутренних ресурсов, и как результат:

переформулирование проблемы и творческий выход из ситуации;

невозможность разрешения ситуации доступными средствами и последующая дезорганизация системы, уход от разрешения проблемы, или деструктивный выход.

Проблема

— это осознание человеком невозможности разрешить имеющиеся трудности и противоречия, которые возникли в данной конкретной ситуации теми средствами, которые у него есть, с использованием знания и опыта, который человек накопил к данному моменту. Поэтому возникает потребность в знаниях и опыте со стороны, для того чтобы найти причину кризиса, найти точку опоры, силы и принять ситуацию такой, какая она есть.

Ситуативно развивающийся кризис имеет три стадии:

тревога, напряженность, состояние дискомфорта;

реакция на дискомфорт;

последействие кризиса.

Развивающийся кризис представляет собой переломный момент, переход от состояния высокого напряжения, тревоги, даже паники к активному преодолению этого состояния, с одной стороны, и к выходу и достижению нужного результата — с другой. Успешное преодоление кризисов, превращаясь в систему, постепенно приводит к формированию определенных личностных качеств, возникновению особой жизненной идеологии человека, созданию своего рода сценария победителя.

Аккумулируя удачный опыт выхода из кризисов, человек обучается жить, побеждая себя и побеждая обстоятельства.

Как можно помочь человеку, который находится в острой ситуации кризиса?

На первом так называемом этапе кризисной поддержки, необходимо человека выслушать. Особое внимание нужно уделить технике слушания, человека нужно слушать терпеливо, сочувственно, ни в коем случае не перебивать, не критиковать, даже не выражать сочувствия, а давать понять, что вы внимательно слушаете. Когда человек рассказывает о своих проблемах, отмечается снижение эмоционального напряжения, и может даже произойти эмоциональная разрядка.

Затем необходимо проговорить возможные варианты выхода, т. е. выяснить, какую стратегию поведения в кризисе человек выберет.

Следующий этап — это проговорить и попробовать неизвестные ранее способы разрешения кризисной ситуации. При этом необходимо большое внимание уделять навыкам самоанализа и самонаблюдения. И обязательно наличие новых значимых людей для поддержки и помощи во время принятия плана выхода из кризисной ситуации. Человек в кризисе обладает ограниченными личностными ресурсами, поэтому рядом с ним должен быть тот, кто-либо уже пережил такой кризис и может поделиться жизненным опытом, либо человек, который в силу профессиональных или личностных особенностей может оказать психологическую помощь и поддержку.

Когда человек столкнулся во время кризиса с самим собой, с определенными травмирующими обстоятельствами и преодолел их, то он сумел превратить их в источник новых ресурсов и жизненных ценностей. В ряде исследований было показано, что эффективность совладания с кризисами определяется не столько быстротой их преодоления, сколько глубиной внутренней проработки собственных переживаний, возможностями использования возникшей проблемы для собственного роста и развития, осознанием экзистенциального контекста кризиса.

Если человек овладевает ситуацией, то он освобождается от проблемы, вызвавшей кризис, и проживание этой проблемы делает его личностно более зрелым, психологически адекватным и интегрированным.

Общим признаком всех деструктивных стратегий преодоления кризисов является фактическое нежелание человека и неспособность работать со своей проблемой. Человек не готов и не хочет принимать решения, не хочет брать на себя ответственность за них, боится последствий и поэтому ждет, что все как-нибудь устроится, само собой. Однако постепенно у человека накапливается негативный опыт не решения своих проблем, и это приводит к еще более глубокому, затяжному и тяжелому личностному кризису, который может переходить в невротические состояния, невроз и иметь другие, более деструктивные последствия для личности.

Конструктивное же преодоление личностных конфликтов и кризисов предполагает принятие реальности, анализ сложившейся ситуации, способность различать главное и второстепенное, выделять составные части. Возникшие в проблеме, и решать ее поэтапно. В этом случае жизненный кризис является поворотным пунктом жизненного пути личности, который приводит к новым высотам развития человеческой личности.

Таким образом, жизненный кризис представляет собой жизнь личности в ее высшей, актуальной форме, осознание глубокого противоречия внутри себя и выход из этого противоречия, который требует концентрации всех физических, психических, интеллектуальных и духовных сил человека. И такой выход приводит к новому витку в развитии человека.

Особенности преодоления кризиса

Никто не может избавить человека от прохождения кризиса. Преодолеть все трудности и найти новый баланс должен сам человек. Но процессом кризиса можно управлять и направлять. В этом и заключается помощь извне – научить человека управлять собственным кризисом, видеть и использовать возможности, грамотно обходя опасности (невротизация, зависимости и другие девиации).

Кризис – это всегда выбор. Человек понимает, какая именно задача стоит перед ним, что именно он не может делать привычными средствами, но ему еще предстоит выбрать новые инструменты. Каждый кризис побуждает человека к поискам идентичности.

Особый интерес в рамках личностного развития представляет собой теория возрастных кризисов Э. Эриксона, хоть этапы и отличаются от названных ранее. Автор выделил следующие ступени возрастных переходов и выборов:

  • Первый год жизни. От того, насколько удовлетворены потребности ребенка, зависит доверие/недоверие ребенка в будущем ко всему миру.
  • Первый опыт самообслуживания. Если родители помогают ребенку, логичны и последовательны в контроле, то у ребенка развивается автономия. Если же родители проявляют нестабильный или чрезмерный контроль, то у ребенка развиваются страхи относительно контроля над своим телом и чувство стыда.
  • Самоутверждение ребенка (3-6 лет). Если самостоятельность ребенка поддерживают, то он растет инициативным. В противном случае – покорным и с выраженным чувством вины.
  • Школьный возраст. Ребенок либо развивает вкус к деятельности (труду), либо теряет интерес к собственному будущему, испытывает чувство неполноценности в отношении собственного статуса и имеющихся у него средств.
  • Подростковая идентичность. От успешности усвоения подростком ролей и выбора референтной группы зависит его дальнейшая профессиональная и личная жизнь.
  • Кризис взрослости сопровождается поиском близости с одним человеком. Если личность не может успешно решить задачу совмещения работы и семьи, то оказывается изолирована и замкнута на самой себе.
  • Кризис среднего возраста базируется на проблеме продолжения рода и его сохранении. Просыпается особый интерес к воспитанию всего нового поколения и своих детей. Человек продуктивен и активен во всех сферах жизни, в противном случае постепенно ухудшаются межличностные отношения.
  • Кризис старости, разрешение которого зависит от оценки пройденного пути. Если человек может свести все стороны своей жизни в одно целое, то он достойно проживает старость. Если же сложить цельную картину не удается, то человек испытывает страх перед смертью и невозможностью начать все сначала.

Это не единственная концепция и классификация возрастных кризисов. Их гораздо больше, но все авторы сходятся в одном:

  • кризис затрудняет движение и развитие;
  • при этом он создает возможности и побуждает к раскрытию внутреннего потенциала личности.

Каждый кризис заканчивается формированием конкретного новообразования. Неуспешное прохождение кризиса чревато застреванием на каком-либо этапе, развитием искаженного новообразования и (или) компенсаторного механизма.

В условиях кризиса разрушение старого уклада жизни и приобретение нового происходит только путем революции. Именно поэтому кризисы всегда переворачивают внутренний мир человека. Таким образом, в момент кризиса и после его прохождения происходят изменения в сознании и деятельности человека, взаимоотношениях с миром.

развития жизненного кризиса

Психолог Дж. Каплан писал, что любой переломный период в жизни имеет 4 последовательных стадии развития:

1 стадия. Возникновение проблематичной ситуации, для решения которой человек использует привычные способы поведения.

2-я стадия. Напряжение возрастает, проблема усугубляется, поскольку привычные способы поведения и предыдущий опыт дают сбой.

3-я стадия. Напряжение становится близким к критическому, стресс усиливается.

Это требует предельной мобилизации всех возможных ресурсов, выработки новых способов поведения и совладания с ситуацией, формирования нового опыта.

4-я стадия. Наступает тогда, когда все усилия оказались напрасными.

Напряжение ослабевает, человек опускает руки и перестает бороться, у него возрастает тревога, ощущение беспомощности и безнадёжности.

Близки к теме статьи:

Что такое невроз и кто такой невротик?

Признаки невроза и почему он иногда полезен

Согласно Дж. Каплану, кризис может прекратиться на любой стадии, как только найдется адекватное решение и правильный выход.

Я немного доработал идеи Дж. Каплана и предположил, что далее жизненный излом может развиваться по 4-м основным направлениям:

а) дальнейшее углубление кризиса, усугубляющее состояние человека вплоть до физической смерти.

Перед этим у человека может развиться депрессия, дезорганизация личности, могут наблюдаться невротические и психотические проявления.

б) человек находит пути выхода из сложной ситуации, но с определенными физическими, психологическими или материальными потерями.

Образно говоря,

он выходит из кризиса, неся в себе незаживающую рану,

травму, которая теперь будет определять

всю его жизнь.

В этом смысле можно говорить, что кризис для этого человека так и не окончился.

Человек может застрять в прошлом или застыть в настоящем.

Такие последствия очень характерны для межличностных отношений.

Расставание, развод, потеря любимого так ударяют по человеку, что он еще долго, а, может быть, и вообще никогда не сможет оправиться от этого удара.

в) человек находит способ выхода из сложной жизненной ситуации и возвращается в докризисное состояние, начинает жить так, как и жил, потери и утраты постепенно забываются.

Получается, что он ничего не приобрел и ничего не потерял: «Жив, здоров, и слава Богу!».

г) человек выходит из ситуации перелома обновленным.

Его жизнь становится другой, на порядок выше и качественнее, чем до критического периода. Она становится полнее и осмысленнее.

Далее рассмотрим оставшиеся сценарии:

Сценарии

развития жизненного кризиса

(продолжение)

Сценарий 4. «Крутое пике».

Это самый сложный и тяжелый сценарий.

Здесь можно наблюдать экстремальный уровень интенсивности кризисный явлений, связанный с предельным напряжением человеческих сил.

Человеку приходится усиленно бороться со стрессом.

Как правило, такой кризис возникает в результате воздействия чрезвычайных и травмирующих жизненных обстоятельств.

Например: потеря близкого человека, смертельная болезнь, военные действия, экстремальная ситуация, связанная с угрозой жизни и здоровью.

Кризисы жизни, получившие развитие по данному сценарию, часто угрожают человеку психологическим сломом или серьезной личностной деформацией.

В подавляющем большинстве случаев в таких ситуациях человек действует, просто чтобы выжить и выдержать выпавшие на его долю испытания.

В такой ситуации большинство людей нуждаются в психологической помощи и поддержке со стороны.

Ведь очень велика угроза полной утраты контроля над ситуацией и того.

Это можно назвать «раздроблением жизни» с последующим «раздробление личности» — тяжелых психологических последствий жизненных кризисов.

Близки к теме статьи:

12 признаков того, что ваш брак трещит по швам

Можно ли изменить свою судьбу?

Сценарий 3. «Застойный тупик».

Затяжной жизненный кризис по типу:

«жизнь не та, и все не то и я не тот, который был….».

Как правило, именно по этому сценарию протекает так называемый кризис среднего возраста, кроме того, большинство подобных кризисов – это проблемы нереализованности человека.

(О связи нереализованности личности с телесными заболеваниями читайте в статье:

Все болезни от нервов! А вы уверены?

А что такое психологическая зрелость человека читайте Здесь и Здесь)

Часто бывает так, что такое состояние даже сложно назвать кризисом, ведь, кажется, что нет ничего острого и чрезвычайного.

Но это обманчивое впечатление.

Такие переломные моменты могут маскироваться под легкую депрессию, уныние, жизненную хандру, затянувшееся тоскливое настроение.

Самая главная опасность как раз в слабой интенсивности этих симптомов.

Человек старается не обращать на них внимания и постепенно свыкается.

Начинает жить в пол силы, думая, «что так и надо, что уже ничего не поделаешь».

И чем дальше, тем сложнее выбраться из привычной жизненной трясины.

В чем же кризис?

– спросите вы.

А в том, что такое затяжное, застойное состояние жизни приводит к тому, что человек перестает чувствовать вкус жизни.

При попытках вырваться их этого застоя, он, вдруг, обнаруживает, что совсем не знает, как это делать и не находит выход из ситуации.

А жизненный тупик начинает видеться суровым и безжалостным приговором.

Этой разновидности жизненного кризиса и путям выходя из него, я посвящу одну из следующих статей, а пока перечислю основные симптомы этого кризисного сценария:

  • устойчивое ощущение неудовлетворенности жизнью и происходящим вокруг, утомлённость жизнью;
  • участившиеся конфликты с окружающими (об эффективном способе преодоления конфликтов читайте в статье: 4 стадии преодоления конфликта);
  • зависимость от алкоголя, наркотиков и других одурманивающих веществ;
  • неудовлетворённость отношениями с окружающими людьми;
  • отчуждение от других;
  • отчуждение от себя, недовольство собой, снижение мотивации;
  • ощущение, что живешь в пол силы, в половину своих возможностей;
  • разрыв прежних отношений;
  • устойчивое или периодически повторяющееся ощущение бессмысленности жизни.

Все это похоже на какую-то условную жизнь, подвешенное состояние, затянувшийся переход. Человек не живет, а влачится по жизни.

Подробнее об этом читайте в статье:

12 признаков того, что ваша жизнь — это не «ваша» жизнь

Я думаю, что представленные в этой и предыдущей статьях сценарии развития кризиса самые распространенные.

Кончено же, есть и другие, но них будем говорить в другой раз.

Здесь же коротко отмечу, что, по какому бы сценарию не развивался жизненный перелом, многое зависит от той позиции, которую занимает в этот момент человек.

Очевидно, что пессимистическая, неконструктивная позиция ослабляет человека и не позволяет успешно совладать с кризисом.

Наоборот, — оптимистическая, конструктивная позиция позволяет мобилизовать силы и выйти из тупика с меньшими потерями или даже с приобретениями.

Отталкиваясь от последней мысли, давайте ответим на вопрос:

Почему

кризис в жизни человека –

Помощь психолога

При преодолении кризиса нередко оказывается нужна помощь психолога. Психологическая помощь всегда носит индивидуальный характер. То есть анализируется конкретный случай, общих советов быть не может.

Как правило, назначается психокоррекция для детей и консультациях для подростков и взрослых. Кроме бесед в отношении детей применяется арт-терапия и сказкотерапия. Подросткам иногда оказывается групповая психотерапевтическая помощь. Взрослым показаны тренинги, пожилым людям – групповая психотерапия. В отдельных случаях в каждом возрасте возможно семейное консультирование.

Тяжелее кризис переносят, а значит и чаще нуждаются в поддержке, люди:

  • с внутренней дисгармонией и элементами инфантилизма в поведении;
  • с акцентуациями характера;
  • несамостоятельные в принятии решений;
  • отличающиеся внешним локусом контроля (обвинение в неудачах окружения);
  • с восприятием кризиса как тупиковой ситуации, прерывающей жизнь, а не как возможности для роста.

Важно воспринимать кризис как трудную, но преодолимую ситуацию, требующую большой ответственности и обеспечивающей личностное развитие при успешном ее прохождении. Цель прохождения кризиса – научиться принимать нового себя с позиции позитивного мышления.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]